27 марта 2019

Интервью с собой

22704 просмотра

Наталья Ковригина
Копирайтер и преподаватель копирайтинга. Придумываю названия и слоганы. Пишу тексты о людях и компаниях. Помогаю словом делу.
  • kopiraiteka.com
  • Я давно интересуюсь письменными практиками, но... только теоретически. Я так и не смогла выбрать идеально подходящую мне технику. В итоге из нескольких компонентов сконструировала ту, что мне близка и понятна. Дело было так.

    Я продумывала для своего копирайтерского проекта материал о том, как готовиться и проводить интервью. Хотелось, чтобы читатели сразу же опробовали мои советы. Но на ком? Не у всех есть возможность взять интервью у знаменитости. И тут меня осенило: главная звезда в нашей жизни — это мы сами. Так почему бы не взять интервью у самого себя? Жизнь каждого человека как минимум тянет на хорошую книгу, по аналогии и интервью с каждым человеком тоже может быть любопытным и содержательным. Неинтересных людей нет, нужно просто знать, о чем спрашивать.

    По формату моя идея ближе всего к дистанционному письменному интервью: когда высылаешь человеку вопросы, а он без спешки, обдуманно, пишет ответы. Такие тексты, конечно, всегда легко идентифицировать на страницах журнала или сайтах. Письменная речь существенно отличается от устной. Она более структурна, рафинирована, сложна. Нет перескоков, прерванных мыслей, междометий раздумья и интонаций, передающих эмоции. Человек никогда не напишет ремарку (задумавшись) или (смущенно) , максимум поставит смайлик.

    Парадоксальность идеи в том, что, задавая себе вопросы, вы должны перевоплотиться в другого человека, не скованного вашими личными оковами, осмелиться на провокационные, глубокие вопросы, как будто не осознавая того, что именно вам потом на них отвечать.

    Я поделюсь своими обобщенными впечатлениями от этого эксперимента, а для тех, кто решит попробовать проинтервьюировать себя сам, дам подробные рекомендации.

    Рефлексивный отклик в тезисах

    • Журналы, которым я предположительно давала интервью, стали маркерами тех областей жизни, которые для меня наиболее значимы. Профессиональная реализация и материнство.
    • Вопросы я составляла в два этапа. В какой-то момент зациклилась, и в голову ничего не приходило. Я сделала паузу на полдня. Во второй заход пришли остальные вопросы. Всего их получилось семнадцать. Остановилась я тогда, когда почувствовала, что самые главные вопросы прозвучали.
    • Составление вопросов стало для меня открытием. Любопытно было отслеживать, какие проблемы меня волнуют. Мне казалось, что часть из них для меня уже неактуальна, что я их «разрулила». Оказалось, что нет.
    • Проанализировав тематику вопросов, я увидела несколько кластеров: самопознание, тайм-менеджмент, материнство, самореализация и отношения с внешним миром. Это очень показательно для меня. Но информативно и то, какие сферы не проявились в вопросах: это взаимоотношения с мужем, финансы, дом. Мне это сказало о том, что в этих аспектах меня моя жизнь устраивает. Некоторые вопросы относились сразу к нескольким кластерам, и я убедилась во взаимопроникновении всех жизненных сфер.
    • В формулировке вопросов часто присутствовали слова «что» и «чем». Я трактую это как необходимость обозначить ключевые точки старта, вехи и цели («что») и выбор инструментария для их достижения и созидания нового («чем» — творительный падеж).
    • Отвечала я на вопросы дней десять, выкраивая ежедневно от получаса до часа. Отвечала непоследовательно, выбирая тот вопрос, который обжигал больше других. Два вопроса оставила без ответа. Этот вынужденный nocommentдал понять, что я пока не готова к заданным вопросам. Тут, кстати, важно отличать ментальную лень от душевной неготовности.
    • Поскольку между составлением вопросов и написанием ответов был перерыв, то некоторые вопросы меня удивляли, мне казалось, что их задавала себя не я, а кто-то хорошо меня знающий, и при этом более смелый и рисковый.
    • На один из вопросов, который на этапе генерации казался глубоким и серьезным, я ответила себе шуткой. Это была смена ракурса, которая сняла все наносное и лишила пафосности проблему.
    • Порой ответы имеют мало общего с вопросом, и это не уход от вопроса, свойственный политикам, а интерпретация вопроса как ассоциативной карты, вытягивающей на поверхность самое важное. И да: вы можете ответить вопросом на вопрос, это засчитывается :)
    • Ответы на вопросы неожиданно сложились в один большой пазл моей жизни, красивый и сбалансированный.
    • Интервью с собой — это удивительный опыт. Вы одновременно выступаете в двух амплуа, есть эффект раздвоения личности, взгляда на себя со стороны, вы как будто поднимаетесь над ситуацией.

    Если вы решитесь на этот эксперимент, то вам, возможно, помогут мои советы.

    Итак, вы должны составить вопросы для интервью с самим собой. Вопросы в самоинтервью так же важны и информативны для вас, как и будущие ответы. Вот несколько рекомендаций по составлению вопросов и работе с ними.

    • Чтобы облегчить себе труд, вы можете представить, какое издание берет у вас интервью («Жить интересно!», Esquire, Forbes, Vogue или «Лиза», к примеру).

    Кстати, показательно, какой журнал придет вам в голову первым. И вторым. Это тоже источник информации и маркер устремлений вашей души. Вы можете выбирать или даже придумывать несуществующие СМИ, главное, чтобы вы понимали, каков их формат и ракурс подачи. Например, мне первыми в голову пришли безымянное узкоспециализированное издание о копирайтинге и журнал для родителей «Мамина радость» (насколько я знаю, такого журнала нет, но есть одноименный детский сад).

    • Перед интервью у вас должно быть порядка 10-15 вопросов. Это оптимальное количество. Во время классического интервью часть вопросов отваливается сама по себе, часть трансформируется в уточнения, некоторые два-три вопроса объединяются в один общий, на ряд вопросов вы захотите ответить односложно и так далее. Т.е. составляя 10-15 вопросов вы даете себе возможность отказаться от ответа на некоторые из них (только обязательно позже подумайте, почему вы не захотели / не смогли ответить), не повторяться, если в одном из ответов уже будет нужная информация. И при этом вы получите достаточный объем текста, с которым можно работать далее.
    • Количество вопросов, которое придумывается — тоже интересный показатель. Если у вас возникает слишком много вопросов к себе, то это может быть индикатором того, как долго вы сами с собой не разговаривали, не общались со своей душой, сколь о многом вам нужно себя спросить. Записывайте все вопросы, которые у вас возникают, и непременно сохраните для анализа этот перечень. Но для интервью постарайтесь отобрать только 10-15. Выбирайте по собственным критериям. Если у вас нет идей, то можно попробовать выстроить план идеального для читателя интервью, разностороннего и гармоничного. Подбирайте вопросы из разных жизненных сфер, задавайте себе и серьезные, и шутливые вопросы. Профессиональные и личные, мировоззренческие и насущные.
    • Обращайте внимание на формулировку вопросов, какие вопросительные слова преобладают. Если вы преимущественно используете слово «как» — скорее всего, вы определились в главном, а сейчас подбираете способы реализации намеченного, и напротив, большое количество слов «зачем? почему? отчего? за что?» — знак начала пути. Оцените, как вы к себе обращаетесь в интервью. Интересуетесь ли своим мнением (Как вы считаете...?), вы вежливы или резки с собой. Какие подводки и расширения пишите к вопросам.
    • Нормально, если при подготовке вопросов у вас будут всплывать журналистские штампы в духе «Расскажите о своих творческих планах», «Как вы познакомились с мужем/женой», «Люди и события, более всего на вас повлиявшие» и так далее. Вполне может быть, вы никогда обстоятельно не отвечали себе на эти вопросы, а потому это прекрасная возможность прикоснуться к себе, найти в душе подлинные ответы. Вы удивитесь, но эти вопросы могут вам даться сложнее всего. Нам кажется, что у нас есть готовые ответы, а на самом деле мы могли их ранее их никогда не формулировать. И придется выбирать слова, расставлять акценты, вспоминать детали и свои эмоции, давать названия, подводить итоги, копаться в себе.
    • Если в голову будут приходить странные, неожиданные вопросы, не свойственные формату интервью, не откидывайте их. Используйте правило мозгового штурма: ничего не выбрасываем, все фиксируем, оценивать будем потом.
    • Еще в процессе составления вопросов вы можете начать себе отвечать. Я не знаю, хорошо это или плохо. Но мне кажется, что если вам жгуче хочется ответить на вопрос, если ответ из вас льется, то тут же записывайте его. Не дожидайтесь окончания работы над вопросами, чтобы не потерять состояние. Или хотя бы тезисно запишите пришедший в голову ответ.
    • Старайтесь не отвлекаться на другое при составлении вопросов, пока не придумаете нужного их количества. Но если процесс надолго застопорится, то тогда переключитесь, смените обстановку, вернитесь к перечню вопросов позже.
    • Если хотите, можете попросить близких людей задать вам вопросы но отвечать на них вы а) не обязаны; б) можете только самому себе.
    • Можете сознательно задать себе провокационный вопрос в духе Ксении Собчак или Кати Осадчей (и помните, вы можете не отвечать!).
    • Зачитывайте вопросы вслух. Они прозвучат для вас несколько иначе, чем выглядят на письме, вы глубже их обдумаете, а может вообще истолкуете по-другому, чем изначально задумывали.
    • Выключите внутреннего критика и цензора. Самоинтервью — это особый формат, он не подразумевает публичности, а потому пишите все, что хочется. Не размышляйте о том, что это кто-то может прочитать. Как и любая письменная практика, это упражнение наедине с собой и для себя.
    • Прислушивайтесь к себе и на каждый вопрос отвечайте так подробно, как того хочется. Ваши ответы могут быть разного объема: от слова или предложения до нескольких абзацев или даже листов!
    • Во время написания ответа, вы можете сами себе задавать уточняющие вопросы, поворачивать беседу с собой иначе, чем это планировалось в списке вопросов. Т.е. вам важно сохранить эффект присутствия другого человека, который слушает вас, не все понимает и хочет уточнить. Кстати, то, куда повернет ваша беседа — тоже отличный маркер для вас (на чем вы сконцентрированы, что для вас важно, куда обратить внимание).
    • По завершении письма, не ретушируйте излишне свои ответы. Разговорные выражения... Неудачные сочетания слов... Междометия... Тавтологии... Плеоназмы... Скомканные мысли... Они могут быть для вас сигналами. Не отмахивайтесь от них.

    Что дает самоинтервью

    • Тренировка особого состояния сознания: когда вы контролируете сразу две противоположные стороны процесса (берете и даете интервью). Раздвоенное внимание позволяет посмотреть на ситуацию двояко, одновременно отстранившись от себя и погрузившись в себя.
    • Сфокусированность на своих чувствах, воспоминаниях. Поиск ответов внутри себя.
    • Смелость высказать свою точку зрения. Внимательность к словам, ведь по легенде подразумевается, что они будут напечатаны.
    • Поднятие самооценки. В подсознании таится убеждение, что интервью берут только у интересных личностей. А потому тот факт, что вы даете интервью (пусть и самому себе), здорово окрыляет.
    • Тест-драйв новой профессии. Ценный опыт перевоплощения в журналиста, если этот род деятельности вам любопытен, но пока незнаком.

    Этот эксперимент годится для многоразового использования. Спустя время, вам может захотеться его повторить. Как только вы меняете «журнал», для которого берете у себя интервью, меняется ракурс вопросов и ответов. С течением жизни вы можете попробовать дать новые ответы на старые вопросы, по которым ваше мнение и опыт изменились. И не забывайте про технику безопасности, о которой подробно пишет у себя в блоге Дарья Кутузова.

    Саморазвитие#Письменные практики#Самоисследование

    Интересные комментарии

      Юлия Вицко
      1 десятилетие
      Очень понравилась статья, Наташа!