Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
27 апреля 2016
9518 просмотров
Добрый день, друзья! Спасибо всем, кто с нами и продолжает рисовать и показывать свои результаты! Какие же вы все молодцы!!! Так здорово смотреть на это многообразие, эксперименты и вдохновение! Cегодня мы переходим к карандашу и поиску интересных природных форм.
Почему я предлагаю вам материалы и техники именно в такой последовательности?
Уголь, с которым мы познакомились вначале, был прекрасным материалом для старта, — за счёт своей масштабности и брутальности он хорошо снимал страх испортить лист, или провести неточную линию. След от него широкий, гораздо больше пространство для манёвра, — можно (и нужно!) быть неточным и неидеальным. И теперь, освоившись с углём, переходим к более тонкому инструменту — карандашу. След от него тонкий, более определённый, размазать его сложно, стереть или ослабить рукой — тоже. Да и усилий для заполнения листа карандашом требуется в разы больше. Но мы уже размялись, попробовали силы и вполне к нему готовы.
К тому же, начнём мы опять с почти арт-терапевтического упражнения, которое познакомит заново с этим материалом, и даст необходимое расслабленное состояние. А со следующих занятий начнем прибавлять цвет и сложные коллажные техники.
Темой занятия будет рисование различной мелочевки органической формы — это могут быть раковины, камни, обкатанные водой деревяшки, любые морские формы, засушенные плоды и стручки, коряги, орехи, могут быть обломки, фрагменты рукотворных вещей, уже почти приблизившиеся к природным и стихийным.
Скорее всего, у вас дома есть что-то подобное. Если найти не удалось — можно рисовать с фото. Живые цветы и фрукты-овощи пока не берите, их будем рисовать чуть позже и в других техниках, а пока сконцентрируемся на так называемых предметах «неживой природы» и похожих на них.
Архитектор Ле Корбюзье называл такие предметы «объектами поэтического отклика», и часто собирал на берегу моря раковины, кости, панцири крабов и многое другое, а позже находил в них мотивы и темы для своих построек и объектов дизайна.
Вот его эскизы этих находок:
Эти вещи, действительно, очень привлекательные и цепляющие — мы часто собираем их на морском берегу или в других местах, везем домой, а потом не знаем, что с ними делать. Их хочется держать в руках, трогать, прикасаться к их скругленным формам, коллекционировать, как будто в них сокрыта некая тайна, или некий символ нашего другого состояния, — более свободного, более природного или детского, более цельного.. Возможно, это происходит за счет их некоторой «принадлежности к вечности», но мы и в самом деле чувствуем некий внутренний отклик.
Для начала попробуем повторить мои примеры, а затем рисуем свой подбор!
Причём сделаем это двумя разными способами, и сравним, как будут получаться один и второй. Нарисуем ракушку, которая называется «морской гребешок».
Снова возвращаемся в детство, и вспоминаем, как чирикали всем, что попадало под руку, наматывая круги и вязанки линий и всевозможных загогулин. И опять не переживаем, если что-то окажется неточно и не на месте — ошибаться можно! Я разрешаю :) Начинаем просто водить рукой по листу, примерно «нащупывая» форму и размеры объекта. Пусть линии пока не совпадают с линиями натуры – просто свободно «калякаете».
Постепенно чуть конкретизируете объем и форму, придавая им больше конкретности. Неточные линии, вылезшие за края, можно не стирать.
Немного усиливаем «каракули» в местах тени, уточняем силуэт, намечаем внутреннюю структуру линий. Точно прорисовывать в этом способе необязательно, пусть рисунок останется немного небрежным.
Завершающий этап — добавляем линий, тона, можно прищуриться или отойти от работы, чтобы понять, где не хватает линий или усиления тона.
А сейчас нарисуем тот же предмет чуть более «правильно». Хотя, я бы не называла это «правильным» — скорее, чуть более структурно и точно, а не нащупывая интуитивно, как в предыдущем способе. Первый способ хорош для первоначального освоения, второй — для продолжения и изучения объекта.
Начинаем с того, что намечаем оси и общие габариты тонкими легкими (по возможности) линиями.
Рисуем общий силуэт, выделяем основные членения формы.
Намечаем внутреннюю структуру лучеобразных линий. Вполне можно было бы остановиться на этом этапе — у нас почти готов эскизный формульный рисунок предмета.
Когда будете рисовать свои объекты, попробуйте в некоторых случаях остановиться на этой стадии, и не доводить до тона и полной «похожести» — это выглядит очень легко и естественно, такая легкая, чуть недоговоренная зарисовка.
Но можно пойти дальше, и продолжить «уточнение» и прорисовывание объекта. Намечаем структуру поперечных линий.
Затем проходим тоном теневую сторону раковины.
Усиливаем общий тон, проявляем тени в «лучах».
Можно, конечно, сделать рисунок еще более подробным и фотографически точным, но я все же советую освоить именно легкое, эскизное рисование. В нем мы как бы выхватываем самую суть, устройство, «дух», главное, — оставляя без внимания лишние подробности. Ведь задачи рисования, как мне кажется, вовсе не в том, чтобы сделать фотографическую копию — с этим прекрасно справится и фотоаппарат.
А наша задача сделать то, на что он не способен — вынуть из натуры главную идею, или усилить ее характер, или передать Дух, который порой совершенно невидим, и лишь наш внимательный взгляд и чувствование предмета может заметить его и извлечь на поверхность листа.
А это примеры студенческого рисования на ту же тему поэтических мелочей.
Обратите внимание, что зарисовки очень легкие, эскизные и не перегруженные тоном и подробностями. Старайтесь в вашем рисовании тоже не переходить в излишний натурализм.
Подержите найденные предметы в руках, почувствуйте, что именно вас в них волнует? Какое у них устройство? Что в каждом является главным? Что они говорят о себе? Как можно это выразить? Какому предмету нужен тон, а какой должен остаться в легких линиях?
Интересные комментарии
Спасибо! Мне очень не хватало словесного описания, там, раньше, в моей предыдущей жизни, до марафона.
Я это делала, но пока не было названо, я не знала что делаю это.
Для чего я водила мелком над бумагой.. для чего я делала несколько подходов, эскизов разной степени прорисовки и качества.. чтобы потом - раз! - и получалась формула!
Казалось - от неумения или неуверенности.. но теперь, когда прочитала, то поняла что процесс одинаковый -- вынуть из натуры главную идею, или усилить ее характер, или передать Дух, который порой совершенно невидим, и лишь наш внимательный взгляд и чувствование предмета может заметить его и извлечь на поверхность листа.
Спасибо за озвучание происходящего. И еще за понятие -- формула!
С уважением,
Татьяна, рада, что созвучно оказалось:) Вам спасибо!!
Задание потрясающее, жадно прочитала и тут же приступила к ракушкам, для разминки. Сначала думала: как это я так буду каракули выводить неаккуратные, разве ж получится что-то нормальное? Получилось :)
Нужно сказать, что моей рисовальной "бедой" всегда была чрезмерная аккуратность и хотелось научиться оставлять набросочный вид или создавать рисунок таким сразу. Обычно все получается будто по линейке - скучно, мертво, однообразно, или я сосредоточенно корплю над работой, пока она не становится близка к фотографии, так что задание этой недели попало точно в цель! Покопалась в своих "сокровищах", зарисовала на А3, чтобы не копаться в деталях на маленьком листе. Погрустнела :) Хоть и рисовала быстро и абсолютно не думая об аккуратности, вышло как обычно. Ну или мне кажется. Но все же попробовала снова...
И вторая картинка уже гораздо ближе к желаемому, да и к заданию. Аж гора с плеч спала - могу же! И кривульки позволить себе могу, и не страдать из-за недоделанности. А ведь как показал вдохновляющий коллаж, именно эта набросочность, незавершенность мне и нравится в чужих работах. А в своих леплю детали до посинения. Парадокс какой-то :)
Мари, да, эскизность во втором листе вполне удалась!
Это очень ценное качество- и тут важно вовремя останавливаться, а еще - действительно позволять себе свободные движения, без стремления к идеальности и завершенности. Здорово, что Вы на коллаже это увидели))
Эскизность природных форм. Я наверное слишком городской житель( ну камушки, ну красивые. Вот дом! Красивый или нет - рисовать хочется.
Татьян, а посмотрите Эдварда Вестона - его фотографии природных форм. Может, Вам как фотографу они откликнутся. В них прямо космос и какой-то другой масштаб, а еще светотень потрясающая.
И еще - фото растений Karl Blossfeldt, там просто архитектура:)
Те же камушки.
А рисунки хорошие. Может Вам их крупно нарисовать? Или как дома? Это же интересно - придумать такой ход, прием, чтобы найти в них что-то для себя цепляющее;) Или в активной светотени. Подумайте, чего в них Вам не хватает?
Привет, Елена! Привет, все!
Меня удивило, что эскизы одной и той же ракушки в разных техниках у меня получились совершенно разные.
Слегка затормозила в поисках поэтических мелочей. Крупные ракушки сейчас вне доступности, нарисую мелкие и разное другое. А чего нет, но хотелось бы, срисую с инета...
Заметила у себя: чем форма темнее или сложнее, тем большее ее хочется прорисовывать. Из этих предметов захотелось оставить "незамазанными" только грецкие орешки.
Алла, приветствую) Здорово! Да, конечно, насыщенная натура вроде бы просит подробной проработки. Но попробуйте один и тот же сложный предмет нарисовать по-разному - что-то совсем намеками, где-то только тень, а где-то разобрать уже. Хороший лист получился.
Ещё изучение шишки и кусочки керамики, найденные в земле
Изучение сохлой розочки
Алла, прекрасные изучения! Прям хочется, чтобы Вы дальше их продолжали))
Изучение трех шишек. Пока не получается четкого штриха. Может, в процессе тренировки получится
Еще лист
схемашишек
Добрый вечер!Совсем не получ.сделать набросок структурно.Во время штриховки рука не слушалась совсем...
Юлия, четкий структурный рисунок и правильный штрих - это результат длительной практики, поэтому не огорчайтесь!
Про штиховку у меня есть пост в блоге - http://tarutina.ru/2015/12/10/uchimsya-shtrihovke/ Попробуйте, если интересно!
Но у Вас столько работ уже по этому заданию (посмотрела в инстаграм) - отлично все!!
Елена,спасибо за добрые слова и за советы!!
Все-таки практика углем - правильное начало! Насколько свободно и легко, размашисто стало работать карандашом. Спасибо за отличные идеи!
Мария, спасибо! Я рада))
Да, уголь колоссально расслабляет и раскрепощает! Поэтому и начали с него!!
Получилось неожиданно быстро! Не очень люблю карандаш, но вдруг увлекло, затянуло... Буду искать еще предметы для вдохновения
Отлично!! Продолжайте-продолжайте!!!))
Спасибо, очень все по-новому. Это не копирование детских приемов, там по другому не получается, это погружение. Странное ощущение. Калямаля это сложно и заманчиво
Ещё. Остальные в Инстаграм
Ольга, все посмотрела, замечательно!!!
Каля-маля - это не самоцель же, а средство раскрепощения руки))
Привет всем! Вот мое первое задание:)
Зара, здорово! Спасибо))
Будет интересно посмотреть на свой подбор в твоем исполнении;))
Вот еще тыкву попробовала
Вот, задание 1, заданные природные формы..
Мои вдохновляюшие природные предметы, задание 2
Огромная океанская раковина и веточки лиственницы с шишками...
Нана, замечательно!))
Вдруг осознала, что всегда рисовала интуитивно, не задумываясь, что у всего есть своя форма, своя геометрия, свое положение в пространстве. И если постаратья и сумеить увидеть это, то получается не просто попытка копировать предмет, а попытка понять сущность предмета.
Ольга, рада Вашим открытиям! А у сущности предмета есть разные слои - и его структурный каркас, и фактура, и цвет, и светотень..
И интересно наблюдать, что хочется проявить в конкретном предмете или сюжете..))
Добрый день! Поддерживаю мысль, и беседу!
О том что глядя на предмет или композицию, иногда теряешься (я начинала водить по бумаге и вроде добивалась контакта и фиксации того что мне нравится или откликается или задевает.. но тут у меня вроде как глаза открылись!!) -- на что смотреть!? что именно трогает?! как это отразить!? почему и что именно хочешь отразить!?
А вот что - каркас, фактуру, цвет, светотень, положение.
Это удивительно.
Спасибо, Ольга.
Спасибо, Елена. Что разговариваете снами)))
Вдруг увидела, что шишка- это не просто хаос, как в первом интуитивном рисунке, а у нее есть своя структура и четкие диагональные линии, и второй рисунок получился более осознанный. Ракушка совсем не получилась- никакой структуры не увидела.
Очень отозвалось что шишка - не хаос (сморщенный финик - не хаос!) Здорово когда форма подается навстречу! Шишки ваши замечательные - я подивилась кропотливости!
У ракушек обычно или лучеобразный структура, или спиральная. Иногда она совсем нечеткая..
Хорошие зарисовки, Ольга!
Ракушки есть:) Рисовать понравилось. Пойду пособираю природные формы на улице. Поняла, что важно понимать форму об'ьекта, поэтому вертеть и зарисовывать в разных видах. Всем удачи!
Согласна про вертеть, поддерживаю!!
Мария, да!! А ещё можно зарисовать с принципиально разных сторон - сверху, сбоку, спереди.. Тогда получаем объективное изучение.
Замечательно, и жду продолжения!
Здесь получается так, что предметы, которые я насобирала для задания, находятся рядом, вместе - эта случайная композиция кажется мне очень живописной, я так и хочу изобразить ее!!
Рисование я веду одновременно, сразу всех предметов, начиная с очертаний их, пятнами.. я ловлю себя на том что мне нравится следить за со-существованием, тональным, форменным, пространственным их друг по отношению к другу! Это - цепляет! Мне нравится пространство!
Из "минусов" -- не могу дорабатывать до законченного состояния.. оставляю как есть.. это всегдашнее место моей остановки (вспоминаю одну из участниц, которая сетует на фотографичность изображений у себя и отсутствия в них спонтанности!)
Здесь я говорю: "Спасибо, Елена, за то что мы рисуем части застывшей природы и ищем подходы к ней!"
Это три сушеных финика.
В середине - я рисую как придется; я довольно напряжена, волнуюсь, они чужды мне (но я хочу с ними познакомиться!!).
Вверху -- я рисую тонами и пятнами и боковой поверхностью грифеля (у меня очень часто и очень быстро поломался карандаш 8В, кохинор.. так должно быть ?.. не знаете?..) Тут я понимаю что форма уже у меня в руках, они откликнулись и я совершенно прекращаю волноваться.. даже ради результата.. Я им благодарна.
Внизу - это изображения линиями и штрихами (карандаш у меня остался только твердый но уже нехочется останавливаться..). Я понимаю что передо мной - современные болиды, обтекаемой и блестящей формы! Вот вам и сушеные плоды от пальм, такая у них репутация!!..))
Чудесно, особенно дикие финики понравились!
Татьяна, замечательные рисунки! Зашла к Вам, уже так много нарисовали!! Вот так и происходит прибавление в этом - когда пробуешь по-разному, с разных сторон, и вдруг в этих мелочах открывается целый космос..))) Рада за Вас)
А про карандаш - такое бывает, если внутри сломан грифель, но чаще они целые продаются. Или если он часто падал.
"Вот так и происходит прибавление в этом - когда пробуешь по-разному, с разных сторон, и вдруг в этих мелочах открывается целый космос..))) "
.. тоже сейчас посмотрела свои рисунки (даже просто по этому уроку)!
Прибавление - это когда внимательность рождает завершённость! А внимательность это - на что смотришь потому что хочешь это видеть. А когда хочешь - то глядишь до конца (со всей доступной тебе в данный момент возможностью открытого сердца!) - так и рисуешь!
ЗдОрово! Спасибо, Елена.. за наводки))
Такое рисование намного ближе, чем углем. Углем вообще не хочется ничего вырисовывать, только водить им по бумаге, потом размазывать и смотреть, что получилось.
Карандашом, структурно - уже понятнее, менее размашисто и, на мой взгляд, больше возможностей для ошибок - хоть 150 линий нарисуй на одном месте - поверх них можно нарисовать 151-ю нужную и сделать ее темнее. С углем у меня так не получалось.
Свой рисунок
Здорово! Какие интересные засушенные формы! Хорошо, что с карандашом получается!
Здравствуйте Елена! Вот и мои рисунки на эту неделю. Рисовать специально "каракулями" было как то странно и немножко бесило XD, наверное у меня комплексы рисовать "правильно" и "как надо". А вообще что из "каракулей" получилось мне нравится :)
Шишки потрясающие;) Особенно с каракулями интересные фактуры получились, согласна!
Спасибо большое :)! Уже не дождусь следующего урока!
У меня не получилось рисовать и каракульно и структурно. Один предмет рука выводит структурно, и это чаще, другой предмет просит каракульки. Уже рассматривая готовые рисунки, понимаю, что где-то не хватает глубины, объема, где-то ошибки в перспективе: есть над чем работать.
А будильник уже работает: мозг все время фиксирует объекты и требует бумагу и карандаш. У меня теперь при себе всегда блокнот с карандашом, что-то фиксирую на телефон. Сплошное удовольствие и удовлетворение. Спасибо, Елена:)
Марина, часто так и бывает - каждый предмет просит своего подхода, приема.. здорово, что это почувствовали. Очень интересные и разные рисунки получились!
Спасибо за отклик, я рада!! В этом и есть моя задача - сделать так, чтобы у вас была настройка на творчество, на поиск интересного вокруг!))
Поддерживаю! и мысль и действие.
Я заказала себе небольшой альбом для эскизов А5, с твердой корочкой, чтобы с собой иметь всегда и фиксировать, как и Вы, Марина.
Я теперь осознала что часто носила с собой блокнотики, или маленькие альбомчики; заполнены они чаще были пятнами, палочками.. я будто хотела зафиксировать, руками, линиями, цветом, то что мне понравилось в мире, откликнулось, но вроде как мне не хватало языка, понимания, чего именно фиксировать, и как..
Начиная задание с ракушками, мне казалось, что вариант с построением мне ближе, а вот каракулями ... Практика показала - в данном случае, все наоборот! Первым способом получилось как-то быстрее и легче. С построением рисунок стал превращаться во что-то неживое. Пробуя рисовать другие природные объекты, оптимальным оказался метод нащупывания (мне понравилось ваше, Елена, выражение, по-другому и не назовешь). Когда только "нащупывание" не дает нужного соотношения или формы, можно применить и элементы построения.
Рисуя природные элементы, мне лично, не хватало какой-то контрастности (глаз привык искать свето-тени с прошлого задания))))), "брутальности". Даже камни у меня были такие округлые и плавные...
Здорово, что сравнили два способа. Их конечно, надо сочетать, но -что требует больше одного, что-то другого))
Ракушки) непохожие какие-то)
То что нашлось дома)
Изящный такой гербарий получился!)
Честно говоря, махать углем мне понравилось больше :) Как только взялась за карандаш, поняла, что ничего не вижу, не понимаю, рука корявая. Хорошо бы еще мастер-класс где-то взять по теням, штриховке.... Извините, все разрозненное выкладываю.
Про штриховку писала в блоге - http://tarutina.ru/2015/12/10/uchimsya-shtrihovke/
А с карандашом - придет постепенно, сразу ничего не бывает, это нормально))
деревяшка "конская голова", немного обрезано получилось. передать фактуру дерева архисложно мне!!!
Сухой лист лежал немного по другому, поэтому тени не соответствуют (тоже обрезалось почему-то).
ракушка рот открыла :) Жду с нетерпением следующего задания, с этим как-то не очень сложилось, надо больше практиковаться в общем-то... хм :)
Всем добрый день! Это рисунок каракулями )) кое-что к нему добавила после фото, может быть еще сфотографирую и выложу. А пока только то, что есть (( Каракулями рисовать понравилось, структура мне далась хуже (((
А это структура. В детстве очень любила такие зарисовки, помню. Так приятно было снова все изучать, как юный натуралист! Захотелось завести блокнотик для подобных зарисовок. Главное, теперь не растерять этот настрой среди будней. Спасибо!
Здорово! Обязательно заведите, Евгения!!
Добрый вечер. Очень нравятся карандашные рисунки. Вот с каракулями как-то не сложилось, со структурой понятнее.
Тогда рисуйте, как лучше получается)
Бегу, бегу, отправляю в догонку:)
Пока так. Очень интересно форму предметов строить. Елена, а для этого нужна геометрия? Я помню про эллипсы, что вы "строили" в тыкве:)
Здесь можно дать основные оси-направления, ну и эллипсы тоже наметить - как сечения ветки
Какое увлекательное занятие рисовать природный материал. Ты, словно, проживаешь мгновение шишки, ракушки, камня, цветка, ты сливаешься с ними в одно целое. Спасибо за очередное погружение, очень понравилось!
Очень рада! Хороший лист!
упражнение первое.
Это мои ракушки. Так сложно было раскрепоститься. Умом понимаю, а руки пытаются всё прорисовать.)
Ещё ракушечка .
Елена, я так рада , что учасствую в этом проекте. И спасибо отдельное за информацию о художниках и фотохудожниках.
Ирина, спасибо Вам, что участвуете!))))
Рукам скажите, что надо оставлять намеки и недоговоренности. Они поймут))
Поставила себе цель не пользоваться ластиком в этом задании. Совсем не получилось передать формы предметов. В структурном изображении немного проще было, поэтому два варианта одного и того же объекта так сильно отличаются по форме и объему
Это еще один предмет (коряга)
Наброски хорошие, но формы не простые, - поэтому сложно их точно простроить.
Можно в таких случаях рисовать совсем крошечные схемки вначале - как устроено.
Наброски хорошие, но формы не простые, - поэтому сложно их точно простроить.
Можно в таких случаях рисовать совсем крошечные схемки вначале - как устроено.
Это как всегда было интересно и познавательно!) Все природные материалы очень интересны и временами сложно устроены, что заставляет включать мозг, поворачивать предмет в разные стороны как в уме, так и физически. А потом еще передать это на бумаге. В общем, много нового узнала)
Тыкву мне рисовать было проще, чем шишку)
А самое сложное это рисунок на свободную тему, потому что материалы очень причудливые. В природе вообще все красиво, а когда подробно что-то начинаешь изучать, понимаешь как же интресно оно устроено!
Я далеко не впереди планеты всей, но выкладываю.
Рисование будит во мне кучу разных чувств, не имеющих отношения к нему самому. Изучаю себя через рисунок.
С опозданием выкладываю 2 рисунка. Это простая сухая ветка и отшлифованное окаменелое дерево. Из-за болезни не могла рисовать. Но решила ничего не пропускать и наверстать упущенное. Каракульками рисовать сложно. Понравились тени от веток, которые получатся, когда солнце в зените. Они не совпадают с предметом и образуют свою фигуру на бумаге.