Совет дня. Ваш выбор — в вашей власти
Хочу рассказать историю, которая научила меня критически относиться ко многим вещам и смотреть на жизнь с юмором.
7 июня 2015
14579 просмотров
Является ли умение управлять своим сознанием панацеей от негативных эмоций? И может ли современный человек, а не тибетский монах, научиться это делать? В центрах Випассаны, где обучают древней технике медитации, основанной на философии буддизма, уже несколько десятков лет пытаются доказать, что ответ на оба вопроса — «да».
Как же пройти этот путь? Стоят ли полученные результаты тех усилий и страданий, которые испытываешь, находясь одиннадцать дней в условиях, близких к тюремным, без связи с внешним миром, с минимальной вегетарианской едой, с ежедневным подъемом в 4 утра, в полном молчании и с опущенным взглядом? Я попробовал все на себе и могу однозначно сказать, что этот опыт стал одним из наиболее полезных за всю мою жизнь.
Мысль о том, что изменить жизнь к лучшему, стать счастливым и способствовать счастью людей вокруг, я смогу только тогда, когда научусь управлять своим сознанием, возникла у меня четыре года назад. С тех пор было постоянное движение по этой дорожке, с разными успехами и неудачами.
В 2013 году этот путь привел меня к необходимости сделать перерыв в моей карьере в бизнесе и уехать на 4-5 месяцев путешествовать, чтобы понять, как жить дальше. Именно во время этого путешествия (которое, само по себе, тема отдельного рассказа) я впервые и услышал о Випассане, десятидневном заточении без телефонов, планшетов, книг, в полном молчании с минимальным питанием и длительными медитациями. Хотя нет, было еще до этого одно упоминание: в журнале GQ несколько лет назад читал рассказ о том, как банкир Григорий Гусельников проходил эту практику, очень меня тогда потряс сей факт. Мягко говоря небедный человек жил в переделанном стойле для лошадей ну и т.д.
И вот уже в этом году, когда я все-таки закончил с бизнес-карьерой и стал коучем, у меня возникло твердое намерение мечту свою осуществить. В начале марта я просмотрел на сайте dhamma.org различные центры и выбрал тот, который располагается рядом с Дхарамсалой — гималайским городом, являющимся резиденцией Далай Ламы. Мне показалось, что духовность этого места должна поспособствовать хорошим результатам. Буквально через 5-6 дней получил подтверждение, что меня ждут, а также перечень того, что брать с собой, и какой распорядок дня меня ожидает.
Оставшиеся два месяца до начала практики (1 мая) я или не вспоминал о ней, или боялся. Имея некий опыт медитаций продолжительностью не более 30 минут подряд, абсолютно не было понимания, как можно медитировать два часа подряд и по десять часов в день. Боялся не выдержать, боялся за свою больную спину. В общем, готовился.
Начало
1 мая, 06:30 утра. После дня, проведенного в 40-градусном Дели, я захожу в ворота Himachal Vipassana Center. Полная тишина, никого вокруг, сосновый лес, очень зябко, градусов 7-8. Я как-то ожидал, что уже всех ждут. Куда там! Лишь через минут 30 мне попался какой-то человек, который великодушно разрешил пойти поспать в какой-то Б блок. Это оказалось что-то вроде тюремной казармы с коридором, разделяющим помещение на две части, по бокам — бетонные камеры 1,5x2 метра с жесткой кроватью и полочкой. В одной из них я и попробовал уснуть, что, учитывая холод и почти полное отсутствие звукоизоляции, было совсем не просто.
К середине дня люди все-таки стали появляться. Мечта превращалась в реальность. Чувствовался душевный подъем, много общения, потом процесс регистрации, сдача всех ценностей (паспорта, деньги, кредитки, телефон, планшет и т.д.) и, наконец, заселение. Мне досталась такая же камера, но не в казарме, а в отдельно стоящем домике на две камеры. Буду жить практически один — хорошо.
Наконец, в восемь вечера все началось — следующие слова окружающим меня людям (не считая учителя) я произнесу через 10 дней, когда мое сознание уже будет совсем другим.
Самое время немного объяснить, что же такое випассана, и почему она должна мне помочь научиться управлять своим сознанием. Думаю, каждый человек не единожды сталкивался с ситуацией, когда не хочется думать о плохом, но думается; когда хочется быть добрым, но изнутри распирает злость; когда хочется быть конструктивным и эффективным, а из-за собственного эго ничего не получается; когда что-то пошло не так, и изменить невозможно, а ты продолжаешь постоянно жалеть и вспоминать и расстраиваться. Наконец, когда ты четко сформулировал свои цели в жизни, но в ежедневной деятельности почему-то постоянно делаешь все наоборот или просто плывешь по течению.
Все вышеперечисленное, по сути, одного поля ягоды. Мы хотим быть осознанными каждую минуту, хотим управлять собой и своей жизнью, хотим быть «хозяевами» своего сознания, а не «рабами».
В философии буддизма относительно причин подобного мышления и поведения людей есть вполне четкое мнение, сейчас уже подтвержденное многочисленными исследованиями ученых. Весь процесс мышления разложен на четыре этапа:
1 — получение некоего сигнала извне (звук, запах, цвет, температура, касание и т.д.);
2 — распознавание этого сигнала;
3 — формирование в теле некоего ощущения;
4 — реакция сознания на это ощущение в теле и, соответственно, некая мысль и действие. Весь процесс идет автоматически, и для того, чтобы научиться им управлять, необходимо эту цепочку в какой-то момент разбить. На этапах 1-2 и 2-3 делать это не имеет смысла, а вот этапы 3-4 являются самыми важными. Допустим, кто-то сказал нам что-то плохое, мы услышали этот сигнал, распознали, в теле появилось неприятное ощущение (повышенный пульс, сильное сердцебиение), и следом появилась злость. А если бы мы смогли не отреагировать на эти ощущения, то злости бы и не было.
Медитация «Випассана» заключается в том, что человек на протяжении длительного времени последовательно наблюдает за ощущениями на каждом участке собственного тела. При этом, как правило, начинаешь чувствовать очень тонкие ощущения (вибрация, пульсация, покалывание), которые пробиваются сквозь сильные (боль, щекотно, жар, озноб и т.д.). Реагировать нельзя, контролировать нельзя, только наблюдать. Тем самым, сознание приучается разрывать цепочку 3-4, и, как следствие, избавляться от негативных мыслей и чувств.
У этих вполне конкретных инструментов есть, конечно, и более глубокие последствия. За счет отказа реагировать сознание постепенно отучается от влечения и отвращения, что, по мнению буддистов, является одними из главных причин несчастья. За счет постоянной смены ощущений сознание привыкает к мысли, что все временно, все меняется, нет ничего постоянного.
Здесь же надо обязательно заметить, что абсолютно все, что касается Випассаны, полностью лишено какого-либо религиозного или сектантского налета. Да, в лекциях постоянно идут ссылки на Будду и буддизм, но не как на божество и на религию, а как на реального человека и на философию. Единственный эзотерический момент состоит в том, что изредка упоминается реинкарнация. Но что же поделаешь, если буддисты так в это верят?!
2 мая, 04:00 утра — первый подъем. Казалось бы, очень рано, но за счет того, что спишь, по сути, на свежем воздухе, в лесу, на горе, пробуждение дается легко. Насчет свежего воздуха я не пошутил, в моей двери не было стекла, лишь москитная сетка, так что я в прямом смысле, спал на свежем воздухе.
В процессе приготовления к поездке надо было обязательно не забыть будильник. Телефона же нет рядом, как просыпаться-то? О, как я был наивен! Будили нас звуками колокольчика, точнее колокола. Еще точнее, звенел, по-моему, весь лес, все сосны. Тот мужчина, который был «царем колокольчиков» — это вообще отдельная история. Внешность у него исключительно чеченская, с напряженно-настойчивым выражением лица, с бородой и сведенными бровями. Звон колокольчика он явно воспринимал, как свою основную миссию на этой земле, и отдавался ей полностью. Учитывая, что и на каждую медитацию, и на каждый прием пищи, и на вечернюю лекцию нас сгоняли именно звуками колокольчика, день на третий у меня возник четкий образ пастуха и непослушного стада баранов. Он заходил в зал для медитаций, обводил взглядом нас всех, чтобы понять, все ли на месте, и, убедившись, что отсутствующих нет, удовлетворенно усаживался в позу лотоса и сам начинал медитировать.
Первый день прошел достаточно спокойно. Начали мы не сразу с випассаны, а с анапаны — наблюдения за своим дыханием. Очень непросто, хочу я вам сказать, просто наблюдать за своим дыханием десять часов в день (с 4:30 до 6:30, с 8:00 до 11:00, с 13:00 до 17:00, с 18:00 до 19:00). Это просто безумно тяжело и скучно!
Во второй день нам разнообразили «меню». Теперь мы наблюдали не только за дыханием, но и за прикосновением дыхания к ноздрям и участку над верхней губой. В третий день стало еще веселее: теперь можно было забыть о дыхании и сосредоточиться лишь на этом участке над верхней губой. Попробуйте минут на десять закрыть глаза и сосредоточить внимание на этом участке. Скучно, отвлекаетесь? А десять часов???
Итогом этих трех дней, конечно, стало то, что я знал, наверное, каждый волосок в ноздрях и каждую клеточку над губой. Но, отбросив иронию, надо сказать, что благодаря анапане сознание стало очень острым и чувствовало теперь на теле такие ощущения, которые мы в обычной жизни почти никогда не чувствуем.
В целом же, со всеми ограничениями новой жизни я справлялся неплохо. Молчание, отсутствие телефона и планшета вообще не было проблемой. С неприятностями спартанских условий я столкнулся лишь однажды, на второй день. Если быть точным, то столкнулся я с огромным пауком с размахом лап сантиметров в 15. Я, конечно, не особо обрадовался такому гостю в своей в комнатушке, но нарушать заповедь «Не убий» не стал, а просто трясущимися руками с помощью бумажки вынес его наружу. Больше незваных гостей до конца курса у меня не появлялось.
Кормили нас 2,5 раза в день: в 6:30 — завтрак с какой-нибудь кашей местной или тушеными бобами, хлебом с джемом и вкуснейшим чаем с молоком, к которому я очень пристратился; в 11:00 — обед с чечевичным супом, лепешками, тушеными овощами и кусочком сладкого щербета; в 17:00 — полдник с чаем и сухариками. Все! Но несмотря на такой отнюдь не богатый рацион, кушать не хотелось. Сознание знало, что еду взять неоткуда, что все по расписанию, и не сопротивлялось. И это лишний раз доказало, что в нашей обыденной жизни, даже со скидкой на ее активность, мы много едим не потому, что это нужно телу, а потому что наше сознание испытывает влечение к еде.
Еще одним новым ограничением стало то, что я за десять дней, по сути, ни разу не видел женщину или хотя бы девушку, ну хоть девочку... Дело в том, что мужчины и женщины, естественно, живут раздельно, питаются раздельно, персонал разный, и единственным местом, где мы встречались, являлся зал для медитаций. Он, в свою очередь, также поделен на две части, и мне очень не повезло: я сидел с самого края мужской, максимально далеко от женской. А может быть, наоборот, — повезло. Хотя на протяжении всех десяти дней была пара-тройка раз, когда удавалось одним глазком взглянуть-таки на девушек. Ежедневно, с 6 до 7 вечера в центре проводились общедоступные медитации, на которые приходили разные люди, в том числе и девушки. Изредка, во время пятиминутного перерыва, я шел попить и видел со спины уходящих с этой общей медитации. О, какое же это было счастье! В отличие от еды, которую организм не хотел, потому что знал, что ее нет, с женским полом такая тактика не подействовала :) Видимо, это говорит о том, что инстинкт к размножению в нас сильнее, чем инстинкт к пропитанию.
Из того, с чем справляться было тяжелее, надо отметить отсутствие книг, да и вообще полное отсутствие поступающей информации (кроме вечерних лекций). Мой мозг настолько подсел на непрерывный поток того, что ему нужно обработать; в итоге, когда поток остановился, мозг оказался в растерянности.
Ну и главное: медитации! То, что я успешно справлялся с другими ограничениями, отнюдь не значит, что было легко. Нет! Было очень-очень-очень тяжело. Это напоминало анекдот про пожарных: такая классная работа, отличный коллектив, хорошая зарплата, уважение в обществе, но как на пожар, так хоть увольняйся!
Первые три дня тянулись, как три года, мысль о том, сколько еще осталось, посещала меня, наверное, каждые 10-15 минут свободного времени. А во время медитаций количество моих взглядов на часы вообще зашкаливало. Однако, я каким-то неведомым образом дожил до четвертого дня. И оказалось, что это были цветочки.
На лекции в первый день Гоэнка говорит о том, что основные кризисы у студентов приходятся на второй и шестой дни. Меня это абсолютно не коснулось, моим днем «ИКС» стал четвертый.
Во-первых, я очень устал от своего дыхания и участка над верхней губой. На четвертый день обещали дать випассану, и, тем не менее, все утро снова была эта треклятая анапана. Во-вторых, появилось ощущение, что я с трудом пережил 3 дня, а впереди еще целых 2 раза по столько же и еще 10-й день. Ну и в-третьих, в самых главных, у меня случилось то, чего я так боялся, -начала болеть спина. Это было навязчивой идеей еще с момента регистрации на випассану, а теперь стало реальностью. Я тут же попросил у учителя разрешения пересесть на стул, на что он сказал: «Приходи в 12 часов — обсудим». Ну вот! Даже мое здоровье им не жалко!
Спасли меня две вещи. Первая — один из моих сокурсников, Максим из Москвы. Мы с ним познакомились еще до начала, отлично поболтали, он оказался одним из лучших в стране специалистов по айенгара-йоге и дал мне несколько советов насчет спины. Так вот, в четвертый день Максим каким-то образом заметил мои проблемы, подошел ко мне и протянул листочек с предложением дать мази или таблетки. Я отказался, но психотерапевтическое воздействие оказалось очень позитивным.
Второй вещью стала сама випассана. Наконец-таки, в три часа дня нас стали учить непосредственно тому, ради чего мы все приехали в эту тюрьму. То, что произошло далее, поразило меня до глубины души. Выше я уже описывал вкратце суть техники — последовательное наблюдение за ощущениями на разных участках тела. Голос Гоэнки начал объяснять нам, как и что делать, но текст шел сначала на хинди, а лишь затем на английском, так что получалось довольно долго. С момента начала объяснения до завершения прошел 1 час 20 минут. И все это время я был безумно сконцентрирован, глубочайшая медитация! Итогом стало то, что уже после первого раза мое тело затрясло так, что мало не покажется. Потоки ощущений ходили сверху вниз и снизу вверх так, что я аж раскачивался. Наиболее мощные ощущения были в голове, она просто превратилась в шар диаметром не меньше метра. Уже сейчас я понимаю, что возможно, это был не совсем нужный результат, я наблюдал далеко не легкие ощущения на коже, а мощные и по всему телу. Но в тот момент, конечно, таких мыслей не возникло.
Зато сразу же возникло влечение к таким ощущениям, желание их повторить. Гоэнка в дальнейшем будет постоянно твердить, что мы должны просто наблюдать ощущения и ни в коем случае не испытывать к ним привязанность или неприятие. Иначе випассана начинает противоречить сама себе и дает обратный результат. Но сходу, конечно, это сделать непросто.
Продолжая тему кризиса четвертого дня, надо сказать, что наша группа оказалась достаточно устойчивой. Из всего мужского коллектива ушли лишь двое индусов. Одного я вообще не видел, он сидел далеко, а вот второй сидел прямо за мной. И на шестой день на протяжении сразу двух часовых сессий постоянно сопел и крутился. Сразу стало понятно, что парню тяжко, и даже мое сострадание в душЕ ему не помогло; вечером он ушел. Девушки потом рассказали, что у них также случилось лишь две потери. Таким образом, отсеялось пять процентов. Но, если вдуматься, то это четыре человека. Каждый из которых не только не получил конечный результат, но и размножил у себя негативные эмоции. Жаль!
У меня же дальше все пошло более-менее по накатанной. Хотя нельзя не отметить вот какой факт. Кризис четвертого дня я преодолел, в том числе, и с помощью собственной осознанности. Сначала определил, что источником негативных мыслей являются моменты, когда думаю об оставшихся днях. Соответственно, я стал ловить эти моменты и переключать мозг на другие темы. Старался избегать отвращения к тому, что ждет впереди. И действительно, постепенно эти мысли ушли. Работает! Однако появился и побочный эффект.
О результате размышлений напишу чуть позже, когда буду подводить итоги. А пока немного расскажу о том, чем же занимался в свободное от медитаций время, такое тоже было! В первые дни главным развлечением стали прогулки. Территория, конечно, маленькая, но круг можно сделать за 250 шагов. Потом я обнаружил, что дальше тоже наша территория, соответственно, круг удлинился вдвое, до 500 шагов. Пройдешь так четыре раза, 2000 шагов, 20 минут — неплохо.
Еще одним видом развлечений стало «кино». Это, конечно, абсолютно отдельная и крутая тема. Лично я на випассане уже ко второму дню почти расхотел спать. А так как свободное время все равно есть, я просто ложился на кровать и лежал. Минут через 30 такого лежания начинались интереснейшие вещи. Мое сознание стало показывать мне «кино». Как потом выяснилось, подобные штуки случались не только у меня, еще несколько человек описывали подобное состояние, но называли его «мультики». В чем же суть? А суть в том, что ты лежишь, четко осознаешь, где ты, слышишь звуки вокруг, но при этом начинаешь видеть сны. Причем сны потрясающей четкости. Словно твое сознание раздвоилось, такая частичная шизофрения. У меня при этом начинало сильно биться сердце, и медитировать после такого «кина» было очень непросто. Но эффект, конечно, удивительный. И до этого я изредка испытывал подобное, особенно по утрам, когда уже вроде бы выспался, но вставать не хочется, и сны в такие моменты были очень яркими. Но настолько четкого раздвоения сознания точно не наблюдал.
На пятый день я открыл еще одно приятнейшее времяпрепровождение. Называется оно «обезьянье шоу». Так как жили мы в лесу на горе, все молча, то для обезьян вокруг было раздолье: они постоянно бегали, прыгали и играли вокруг нас. Смотреть на их отношения, на шалунов-детей, на мамаш, в животы которых вцепились малыши, — одно удовольствие. Я так мог просидеть и 20, и 30 минут, наблюдая за их прыжками и ужимками. Эх, дочку бы туда, ей бы тоже понравилось!
Пятый и шестой дни стали для меня, наверное, самыми продуктивными. Получив результат от випассаны с самого начала, я почувствовал желание практиковаться с удвоенной энергией. В сознании к тому времени уже воцарилось почти полное спокойствие, так что можно было использовать возможности по полной. Я шел вперед по дорожке управления сознанием, постоянно помня про необходимость отказа от влечений и отвращений, а также про изменчивость всего вокруг.
Кстати, эту изменчивость Гоэнка называет ярким словом «АНИЧА». Сидишь, медитируешь, вдруг ухо сильно зачесалось, а ты ему: «АНИЧА, АНИЧА», и оно перестает чесаться. На самом деле, удивительно, насколько все ощущения в нашем теле преходящи. Очень жаль, что я не владел данной техникой 1,5 года назад, когда вынужден был прожить почти шесть месяцев с сильнейшей болью в спине. Думаю, что помогло бы.
Пятый день ознаменовался еще одним нововведением. Три часовых сессии в течение дня стали особенными — неподвижными, Adhitana sitting. Если во время обычных медитаций можно менять позу и все-таки почесать ухо, если уж совсем невмоготу, то во время аддитан — нельзя. Я, в итоге, выдержал процентов 40 % из примерно 15 сессий, причем неудавшиеся не имели никакого отношения к телу, сознание очень хотело, чтобы я подвигался. И снова мы приходим к тому, что наше тело в действительности готово довольствоваться малым, а вот сознание — нет. Кстати, Adhitana переводится с древнеиндийского, как «серьезная нацеленность», strong determination. Очень полезное качество, способное существенно повысить возможности человека; и тренировка этого качества, безусловно, полезна.
Здесь, в самый разгар рассказа о курсе випассаны, наверное, самое время упомянуть о Гоэнке — основателе этой школы. Он родился в Бирме, был бизнесменом и политиком, а затем столкнулся с сильнейшими мигренями, от которых ему помогла випассана. Эта техника, как рассказывает Гоэнка, берет свое начало непосредственно от Будды, но затем была потеряна в Индии. И лишь несколько человек в Бирме сумели ее сохранить, а Гоэнка вернул ее обратно в Индию. Он, к сожалению, уже умер, но присутствует вполне зримо по всему миру, потому что абсолютно во всех центрах випассаны именно он из динамиков, а один раз в день и с экрана, вещает про эту древнюю технику. Мужик он, конечно, очень интересный. Во-первых, великолепный рассказчик, все его вечерние лекции были интересны (хотя как могло быть иначе, учитывая, что это был единственный источник какой-либо информации за десять дней, хоть какая-то пища для мозга). Во-вторых, у него глубокий, хриплый голос, который мне очень нравился, но некоторых порядком раздражал. Дело в том, что почти каждая сессия заканчивалась его песнопением минут на пять. Как же я ждал этих звуков! Пел он на древнеиндийском, но к концу курса я знал уже много слов, понимал, после каких слов осталось уже совсем чуть-чуть, ну а фраза, завершающая песнопения «Бэвэтэ савэ мангэлэ» была вообще счастьем. Ее значение — «Пусть все существа будут счастливы», на что весь зал хором отвечал «САду, сАду, сАду» — типа «Правильно молвишь». :)
Но самое главное, конечно, не юмор и не голос. Гоэнка, на самом деле, производит впечатление очень доброго и сострадающего человека, который считает своей миссией дарить людям счастье путем обучения випассаны. Безусловно, такая разветвленная сеть центров, которая однозначно успешна и в финансовом смысле, не могла появится без его талантов как бизнесмена, но в основе всего, как мне показалось, все-таки лежит помощь людям. Хотя считать випассану панацеей абсолютно от всех бед, как это провозглашает Гоэнка, и делать из техники медитации целое философское направление, конечно, немного нелогично.
Кстати, о финансовой стороне. Многие, наверное, слышали, что випассана бесплатна, но при этом после курса приветствуются пожертвования. Это, на самом деле, так. И, если в начале такой подход воспринимается больше, как уловка, то к концу понимаешь, что это правильно. В первые дни, думая, сколько же оставить денег, я пытался посчитать стоимость проживания, питания, лекций и т.д. Однако к концу я стал четко осознавать, что за меня уже заплатил кто-то до этого, а я дам денег следующим студентам, чтобы и они смогли понять, что такое випассана, и насколько она им может быть полезной. Таким образом, пожертвование из чего-то обязательного, ради удовлетворения своей совести и эго, становится осознанным поступком. При этом, конечно, я не знаю, как бы я поступил, если бы мне техника не подошла или я бы не выдержал...
Седьмой и восьмой день стали еще одним кризисным периодом для меня. Как и в любой деятельности, успехи вначале вызывают душевный подъем, однако часто затем ты начинаешь понимать, что, возможно, это были эфемерные успехи. Так случилось и со мной. Мне стало казаться, что я неправильно понимаю технику випассаны (до сих пор, кстати, есть сомнения), не могу разобраться, как ее развивать в соответствии с советами Гоэнки, ну и т.д. Кроме того, сказывалась близость окончания. Подлило в огонь и сообщение Гоэнки на лекции в шестой или в седьмой день о том, что, оказывается, обет молчания будет снят не в одиннадцатый день, а уже утром десятого. Таким образом, «срок заключения» сокращался на день. Это была безумно приятная новость, но, вызвав определенное метание сознания, она же стала и причиной страданий. Дошло до того, что в седьмой и восьмой день последнюю медитацию с 6 до 7 вечера я завершал с ощущением четкой ненависти к Гоэнке. Хотелось закричать: «Я уже все понял, отпустите меня, зачем вы меня тут держите!!!» Надо, однако, четко понимать, что подобные чувства были полнейшим подтверждением слов Будды о том, что мы склонны видеть свои проблемы вовне, в ком-то другом, хотя они почти всегда являются плодом работы нашего собственного сознания. Кстати, ненависть уходила очень быстро, т. к. в 7 начиналась лекция Гоэнки, а обижаться на этого доброго и веселого человека, когда видишь его на экране, совершенно невозможно.
Думаю, что подобное напряжение ближе к концу испытывал не один я. Подтверждением этому факту стал безумно смешной случай, всколыхнувший размеренное течение курса. Но, прежде чем я расскажу о нем во всех подробностях, надо остановиться на условиях наших медитаций в общем зале. Представьте 80 человек, сидящих в большой комнате размером метров 150-200; у каждого своя подушечка где-то метр на метр, у некоторых типа меня, еще и некая конструкция на подушке. Дышим мы все друг другу буквально в затылок, а такие земные вещи, как кашель, насморк и т.д. никто не отменял. В этом, безусловно, один из минусов випассаны, т. к. к концу курса недомогания одного-двух студентов превратились в повальную болезнь почти всех. Однако, кроме кашля и насморка, у человека есть возможность производить и другие звуки. :) Об этом часто пишут в отзывах о випассане; что было очень сложно сосредоточиться, когда все вокруг, особенно индусы, постоянно чихают, рыгают и т.д. Скажу честно, я не испытал особых неудобств; то ли группа подобралась интеллигентная, то ли сумел абстрагироваться. Но случай в середине восьмого дня все-таки напомнил мне об этих отзывах.
Итак, нарисуйте в своем воображении эту комнату с 80 людьми. Свет в зал проникает совсем в небольших количествах, достаточно темно, почти полная тишина, идет та самая аддитана — неподвижная часовая медитация. Восьмой день, все устали, напряжение витает в воздухе, и даже тишина какая-то особенно тихая. И вдруг, посреди этого безмолвия, откуда-то из середины мужской части разносится громкий и протяжный «ПУУУУУК». На самом деле, очень протяжный, прямо-таки мастерский, в высокой тональности. Тишина становится абсолютно невообразимой. Но чувствуется, что всем смешно, все очень пытаются сдержаться и не засмеяться. Однако, мой сосед, постоянно улыбающийся англичанин с заразительным смехом, который во время лекций с удовольствием хохочет над шутками Гоэнки, все-таки не выдерживает. Из него прорывается смешок, потом еще один, и вслед за ним постепенно, но быстро, начинает ржать весь зал. До слез, до истерики, смех накатывает волнами, т. к. всем стыдно, у нас же обет молчания и аддитана, мы все такие умиротворенные, поэтому все пытаются сдерживаться, но затем снова ржут. Ох! Это длилось минут десять. Бедный товарищ, который произвел этот звук, он, видимо, готов был сквозь землю провалиться, но не мог. (Кстати, я до сих пор не знаю и уже не узнаю, кто же это был) В то же время, такое происшествие, безусловно, сняло напряжение, и после него все стало значительно проще. Тем более, приближался последний день серьезной медитации, а затем аккуратный выход на волю.
Девятый день был уже не сложным. Более того, вечерняя лекция оказалась, по моему мнению, лучшей из всех. И, если у кого-то есть желание увидеть и послушать Гоэнку, то я бы посоветовал именно эту лекцию.
Наконец, наступило утро десятого дня. Мы помедитировали в 4:30, позавтракали, сделали часовую аддитану и в 10 утра случилось! Нам разрешили говорить. Ощущения были необычными. Очень сложно пришлось с английским, слова куда-то подевались и никак не хотели появляться. Мы затискали друг друга с тем самым смешливым англичанином, а потом, конечно, стали делиться ощущениями с русскоязычными товарищами. Честно говоря, все это было немного в тумане. Нам выдали наши телефоны и все остальное, правда, из-за плохой связи пообщаться с родными удалось совсем чуть-чуть. Но, тем не менее, слышать голос жены после десятидневной разлуки было очень пронзительно. Сколько раз в мыслях я проговаривал первые слова, которые ей скажу, что услышу в ответ, какая будет интонация, что я буду чувствовать, и вот этот момент настал. Однако, буквально через час, внезапно появилось огромное желание забиться в угол и ни с кем не общаться. С причиной подобных ощущений я разобрался чуть позже. Дело в том, что любое общение с другими людьми очень сильно связано с нашим эго. Мы подсознательно пытаемся понравиться кому-то, анализируем, как смотрит на нас собеседник, насколько ему интересно, что мы рассказываем. А после десятидневного молчаливого пребывания в коллективе, вновь выстраивающиеся отношения воспринимаются особенно остро. Кто с кем болтает, кто к кому подошел, а почему тот-то и тот-то со мной не заговорил и т.д. Эго начало проявлять себя в полной мере, чем сразу же вызвало у меня неприятные эмоции. Очень хорошо, что удалось четко это осознать. И общение без эго на сегодняшний день является одной из моих главных целей. Не пытаться казаться, а быть. Рассказывать не ради оценки, а ради пользы для другого человека, не ожидая ответной реакции.
И все-таки многочисленные разговоры с другими студентами были крайне интересны. Моим соседом по домику оказался норвежец, а я думал, что он голландец. Выяснилось, что есть несколько человек из Франции, из Германии, из Израиля, отлично поговорили с некоторыми индусами. Кстати, возрастной состав был очень разнородный. Если европейцы по большей части были молодыми (25-35), то среди местных выделялись несколько пожилых дядечек, один даже, наверное, за 60. Все на удивление интеллигентные и приятные.
Появилась, кстати, возможность пообщаться и с девушками, однако они мне показались еще более потерянными и ушедшими в себя, чем мы. А возможно, просто сказывалась потеря навыка общения с противоположным полом. Все говорили, что было тяжело, все были рады, что выдержали. А каких-то потрясениях не рассказывали, но выражение лица говорило об обратном.
В последнюю ночь случился сильный дождь. До этого на протяжении всех 10 дней погода была просто идеальной: градусов 25 днем и 15 вечером, солнышко. Именно по этому критерию я считаю центр в Дхарамсале одним из лучших для прохождения випассаны; все-таки медитировать в +35 российскому человеку сложновато. Но вот в одиннадцатую ночь небеса-таки разверзлись. А спать в малюсеньком домике, почти без дверей и с очень невысокой крышей тогда, когда громко стучат капли, по сути, невозможно. Поэтому последние мгновения я провел в полудреме, правда, ничуть этому не расстраиваясь. Как-то отучился я от этого чувства за время пребывания в центре.
В 8 утра 12 мая я спустился с горы в город. Неспешно нашел отель, заселился и лег спать. Света не было, зарядить все свои устройства я не мог, что очень напрягало бы в другое время, но не сейчас. В 9 часов прямо рядом с гостиницей начали что-то строить, громко стучать молотками и сверлить, однако, даже несмотря на бессонную ночь, меня это не очень раздражало.
И это первый вывод. На какое-то время (пока не знаю, на какое) мое сознание успокоилось. Я приучил его испытывать меньше отвращений ко всему, но и радостные эмоции также стали чуть тише. Уже писал выше, что именно этот вопрос до сих пор остается для меня одним из главных: насколько я готов затушить радость ради отсутствия негативных эмоций? Буддисты говорят, что радость не уходит, просто становится ровной и гармоничной. Посмотрим. Но я всегда вспоминаю свой диалог с папой во времена, когда еще был ребенком. Он приносил домой свежий хлеб, и я за ужином хотел его покушать, а папа говорил, что еще остался вчерашний, и надо сначала доесть его. «Но ведь, если мы сегодня будем есть вчерашний, то завтра свежий тоже превратится во вчерашний. Так, может, лучше один раз кушать свежий, а старый потом выкинуть, чем все время есть вчерашний?!» Вот также и с радостью, и с горестями. Каждый человек должен сам сделать для себя выбор, относительно амплитуды хороших и негативных эмоций. Очевидно, что при сложной жизни, буддийский подход наиболее эффективен.
Если первый результат относится к сознанию, то второй — к физическому состоянию. Несмотря на десять дней почти беспрерывного сидения, иногда в неудобных позах, мое тело стало более гибким и легким. Думаю, что это следствие правильного питания и того, что такого внимания к себе, как в эти полторы недели, оно не испытывало никогда. Кроме того, чувствительность тела выросла очень существенно. До этого у меня вообще была проблема с тем, чтобы слышать ощущения своего тела, теперь, надеюсь, смогу делать это лучше.
Третьим результатом является удивительная осознанность. Подобное состояние было у меня лишь однажды, после возвращения из того пятимесячного путешествия. Наверное, в этот раз осознанность даже выше. Абсолютно потряс меня момент, когда я начал слушать музыку и в обычной, знакомой мне песне вдруг услышал каждый инструмент в отдельности. Я стал обращать большее внимание на лица людей, они стали казаться мне более красивыми. Ярче стали краски мира, более насыщенным вкус еды. Не уверен, что подобное состояние продлится долго, но тем не менее.
Четвертым результатом является понимание истинных потребностей моего тела. Нужно ему очень-очень мало, все остальное — желания сознания. Понимая этот факт, значительно проще, надеюсь, будет выстроить правильную систему питания, а также обходиться без чего бы то ни было.
Пятым результатом стало то, что я на себе прочувствовал смысл буддийского подхода «АНИЧА» — все меняется. Опять-таки в сложные времена, когда будут происходить плохие события, или меня будут обуревать негативные эмоции, надеюсь, этот опыт поможет мне справиться с проблемами быстрее.
Ну и наконец, главный вопрос — научился ли я в какой-либо степени управлять своим сознанием? Безусловно, в течение десяти дней я тренировался в этом, как никогда. Я теперь знаю, что при приложении должных усилий, с ощущением той самой аддитаны, у меня есть возможность не быть рабом собственного сознания. Насколько я смогу применить эти умения в обычной жизни со всеми ее стрессами, давлением общественных установок, под влиянием собственного эго? Не знаю. Только время покажет.
Но опыт, полученный мной, благодаря курсу випассаны, останется со мной навсегда. В моменты особых сложностей я смогу вспомнить, что когда-то давно сумел думать об участке над верхней губой целый день, смог не отреагировать на текущую каплю пота, выдержал десять дней в очень спартанских условиях без слов и взглядов. А значит, и сейчас только от меня зависит, справлюсь ли я со своим сознанием или нет.
А помочь в этом может только постоянная практика. Поэтому сейчас, сидя в кресле самолета, который через пять часов принесет меня на родную землю, я должен пообещать себе со всей серьезностью намерений, что буду практиковать випассану утром и вечером, пусть не по часу, как советует Гоэнка, а хотя бы по тридцать минут. И тогда мечта об управлении своим сознанием постепенно будет превращаться в реальность.
Интересные комментарии
«Каждый из которых не только не получил конечный результат, но и размножил у себя негативные эмоции. „ Это они вам сказали или вы сами решили?
Настя, это мои догадки. Основаны на том, что я сам чувствовал бы, если не выдержал бы. Возможно, у них было иначе. Но выражение лица индуса, который сидел рядом, и его действия все-таки наводили на мысль, что он не очень счастлив...
+1
Дмитрий, когда я бросаю штангу и ухожу из зала, потому что начинает ныть колено, у меня тоже расстроенное выражение лица. Но при этом я знаю, что уходя, я делаю правильную вещь. Не цепляюсь к результату и я спокойна. Хотя разумеется, в глазах дядечек-качков — я деточка-истеричка.
В любом случае, спасибо за статью. Не первый раз убеждаюсь, что далеко не всем это надо. И большая часть описываемых результатов достижимы без шоковой терапии, а обычной регулярной практикой (это я уже о собственном опыте).
Дмитрий, и правильно ли я поняла, что Гоэнки не заостряется на практике сострадания?
Отличная статья! Спасибо,есть желание пройти Випасану,ваша статья укрепила меня в этом. И еще я поняла,что кое-что присутствует уже в моей жизни без этой практики,спасибо...
Спасибо!
Самый толковый материал про эту практику. Удачи!
А по поводу Випассаны интересно, жаль, я не решилась рвануть в Дарамсалу в свое время. Кстати, слышала от знакомых, что некоторые обет молчания не выполняют на 100 % и ведут задушевные беседы где-то в лесу во время прогулок :)
Спасибо, очень интересная и подробная статья! Вы озвучили вопрос, который я задаю себе сейчас, ещё не решившись на випассану: нужно ли стремиться к контролю над сознанием, чтобы не испытывать негативных эмоций, — но и при этом «притушить» силу положительных..? Не исчезнет ли упоительное волшебство жизни? Было бы замечательно, если бы вы смогли через какое-то время поделиться продолжением вашего опыта и тем, как вы для себя ответили на этот вопрос по истечении какого-то срока. Благодарю!
Спасибо за поделенный опыт. Очень ценная информация.
«в нашей обыденной жизни, даже со скидкой на ее активность, мы много едим не потому, что это нужно телу, а потому что наше сознание испытывает влечение к еде.» — точно!
«Гоэнка, на самом деле, производит впечатление очень доброго и сострадающего человека, который считает своей миссией дарить людям счастье путем обучения випассаны.»
здорово!
«мы склонны видеть свои проблемы вовне, в ком-то другом, хотя они почти всегда являются плодом работы нашего собственного сознания.»
о да
«начинает ржать весь зал. До слез, до истерики, смех накатывает волнами, т. к. всем стыдно, у нас же обет молчания и аддитана, мы все такие умиротворенные, поэтому все пытаются сдерживаться, но затем снова ржут. Ох!»
смеялась
«Четвертым результатом является понимание истинных потребностей моего тела. Нужно ему очень-очень мало, все остальное — желания сознания. Понимая этот факт, значительно проще, надеюсь, будет выстроить правильную систему питания, а также обходиться без чего бы то ни было.»
очень здорово!
спасибо за статью)
Спасибо за статью. Попробовал изучить губу — зачесался нос. А тут — 10 дней!!!
отличный опыт))))спасибо, как раз сижу и думаю об этом и вот ваша статья, )я уже давно хочу прийти в это состояние, но правда страшно, но не выдержу, что мое колено, которому нужно менять положение каждые несколько минут, не даст мне покоя, что мысли просто съедят, но я уверенна, наступит, время, а у них запись заблаговременная?я сейчас на Бали, я так понимаю, здесь тоже есть где-то этот центр, если напишу, как скоро смогу приступить и все -таки вопрос? донейшена? сколько оставить, чтоб не мало было?понимаю, что все индивидуально, но все же)
Юлия, надеюсь, что описание моего опыта станет ещё одним стимулом пройти Випассану. По поводу вопросов:
1. На Бали есть центр и ниже ссылка на расписание его курсов, запись всегда заблаговременно, там на сайте указано. Но даже без записи заранее можно прийти в день начала курса и есть немалая вероятность на него попасть, т.к. всегда находятся те, кто не приехал: http://www.dhamma.org/en/schedules/schjava#bali.id
2. Насчёт донейшена - ничего говорить не буду :) У каждого абсолютно разная финансовая ситуация, никто не будет вас оценивать, много ли вы дали или нет, неизвестно, какие эмоции и чувства будут у вас к концу курса, да и вообще вопрос донейшена - мягко говоря, не главный. Все произойдёт само собой.
Спасибо))а скажите, пожалуйста, тот факт, что я слабо понимаю английский язык сможет стать причиной отказа от этой идеи?
и я правильно понимаю, я могу с собой взять только вещи-одежду, лекарства и средство личный гигиены?
Насчёт английского - в центре, где проходил я (в Дхарамсале, в Индии), ежедневную лекцию в отдельном зале показывали на русском. В остальном английский не особо нужен.
В остальном - да, там особо ничего и не нужно. Если соберётесь, найдите меня в Facebook, могу прислать перечень того, что я брал с собой.