17 июля 2014

Хатха-йога: теория, практика и мифология

19873 просмотра

Андрей Коробкин
Энтузиаст практик тела и сознания. Путешественник. Управляющий бизнес-проектами в Интернете.
  • mindness.ru
  • Мифов и расхожих заблуждений о йоге существует, пожалуй, больше, чем о какой бы то ни было другой восточной традиции.

    Фото: Таисия Ельцина

    Чем она только ни представляется людям, в зависимости от степени их информированности и личной «испорченности»: и фитнес-программой с модным названием, и дремучей эзотерикой для экзальтированных дамочек, и комплексом упражнений на растяжку.

    За три года занятий я видел самых разных преподавателей; пожалуй, ни в одной другой традиции нет такого разнообразия версий о том, чему же именно эта традиция посвящена. Первые же два преподавателя вызвали во мне когнитивный диссонанс: одна дама была техничной и физкультурно-ориентированной, другая — собирала всех в круг и мы пели что-то про солнышко и птичек. Происходило все это в одном и том же зале и называлось одинаково. Только углубившись в эту практику и ее теорию, я смог расставить вещи по местам.

    Разберемся с терминами

    В первую очередь, когда у нас произносят слово «йога», то в подавляющем большинстве случаев подразумевают хатха-йогу. Это одно из направлений йоги, которой возникло очень давно в Индии (некоторые источники даже приписывают занятия йогой древним египтянам). Существующие ныне письменные источники, описывающие и систематизирующие систему хатха-йоги, появились сравнительно недавно, уже после Р.Х. В первую очередь, это такие источники, как «Хатха-Йога Прадипика», «Йога-Васиштха» и «Йога-Сутры».

    Хатха-йога является подготовкой к Раджа-йоге, иными словами, она готовит тело и разум к усиленным занятиям медитацией и духовными практиками. Как многие знают, в хатха-йоге есть восемь ступеней, первые четыре из которых — это яма (кодекс поведения), нияма (добродетели), асана (физические упражнения) и пранаяма (режим и практики дыхания).

    Именно асана, одна из ступеней, понимается многими как йога. А когда она, как это часто бывает в йога-клубах, окутывается преподавателями ореолом мистицизма, вкупе с «индийским» интерьером клубов и электронной аранжировкой мантр во время занятий, это считается «настоящей духовной йогой».

    На самом деле, асаны — это физические упражнения разной степени сложности, построенные таким образом, что они оптимальным образом влияют на физиологию тела человека, а также эффективность управления телом со стороны ума.

    Основные направления влияния хатха-йоги на человека:

    • Тренировка мышц, включая мелкие внутренние мышцы и мышцы, поддерживающие внутренние органы, которые не работают в большинстве видов спорта, а также суставно-сухожильная гимнастика. Значение тренировки внутреннего мышечного каркаса сложно переоценить, именно она позволяет поддерживать внутренние органы в должном состоянии.
    • Оптимизация дыхания во время занятий и через это — в повседневной жизни. Дыхание в практике хатха-йоги — всегда медленное, глубокое и ритмичное. За счет брюшного или полного дыхания, а также известного многим «дыхания Уджайи», ткани и органы тела лучше насыщаются кислородом, происходит полноценная практика пранаямы.
    • Тренировка внимания. Это уже относится к дальнейшим двум ступеням — пратьяхара (отвлечение от внешних объектов) и дхарана (концентрация). Во время упражнений хатха-йоги следует направлять свои мысли и ощущения только внутрь себя, в собственную практику. Именно поэтому йога всегда является персональной, а не групповой, практикой, несмотря на то, что в группе заниматься всегда проще из-за так называемого эффекта группового поля.

    Коллекция заблуждений

    Существует несколько мифов о хатха-йоге, которые мешают нам понять суть этой практики. Здесь я приведу три распространенных мнения, хотя их намного больше. Под воздействие этих мифов попадают практически все занимающиеся, что вполне закономерно. Первый миф для меня развеялся тогда, когда я начал заниматься йогой23 по системе Андрея Сидерского. Второй — когда съездил в Индию. Третий в основном встречается у прекрасной половины занимающихся, хотя бывает всякое.

    Миф № 1. Одни физические упражнения (асаны) без духовных занятий — это еще не йога.

    На самом деле, все зависит от того, как выполняются эти асаны. В продуманных и целостных методиках упражнения всегда выполняются с сопровождением правильно построенного дыхания. Кто-то из индийских гуру йоги сказал, что асаны без дыхания — это пустая трата времени. Удивительное влияние асан на организм человека обусловлено прежде всего дыханием. Встать в положение и продышать его — значит выполнить это положение.

    Когда упражнение достаточно тяжелое, каким оно и должно быть в хатха-йоге, вы стоите в нем и пытаетесь к тому же медленно и мерно дышать — и речи не может быть о посторонних мыслях. Попробуйте встать в сложную балансовую позу и подумать о том, что завтра вам платить за кредит. Дыхание немедленно собьется и вы потеряете равновесие. С практикой асан постепенно приходит внутренняя тишина, изменение круга общения и режима питания, осмысление духовных практик. Приходит понимание следующей, седьмой ступени хатха-йоги: дхъяны (созерцание, медитация). Асана — это ключ ко всей хатха-йоге.

    Миф № 2. Чтобы учить йогу по-настоящему, надо ехать в Индию.

    В Индии, бесспорно, есть очень хорошие учителя йоги. Но нужно иметь в виду, что изначально все эти фигуры были предназначены для индийского тела и индийского менталитета. Мы, европейцы, совершенно другие, и то, что хорошо для них, может быть вредным для нас.

    Манера обучения хатха-йоге в Индии не нравится многим. Она резкая и травмоопасная — индусам просто не приходит в голову, что белый человек не может с рождения садиться на шпагат и изгибать позвоночник дугой. Сами индийские учителя зачастую находятся не в лучшей физической форме, как раз «благодаря» своей методике занятий. Индусы, как правило, недостаточно грамотны в сфере анатомии и физиологии человека, они используют традицию как цельный кусок знаний, не пытаясь их систематизировать и осмыслять.

    Чтобы раскладывать систему по полочкам, к ней нужно относиться без излишнего пиетета, спокойно и основательно. То есть применять западный научный подход.

    Миф № 3. В йоге не должно быть усилия.

    Усилие без насилия — любят повторять преподаватели йоги. Фигуры йоги не могут быть простыми. Если что-то делается легко, значит, в этом положении не происходит работы тела. В некоторых интенсивных методиках, например, в той же йоге23, физические нагрузки при выполнении фигур достаточно велики, особенно с учетом дыхания и определенных последовательностей, в которых выполняются упражнения. На таких занятиях сильно устаешь и потеешь. Зато и эффект у них совершенно иной.

    При этом, насилия над телом быть не должно. Границы возможностей должны раздвигаться постепенно, а когда выполнение упражнений вызывает боль — это значит, что в данный момент вы что-то себе травмируете.

    Глубина практики

    Занятия хатха-йогой не должны зависеть от тематического интерьера или музыки. В идеале, занятия выполняются в тишине или среди естественных звуков природы, либо же под какой-то водитель ритма — например, метроном или собственное мерное дыхание. Интерьер, благовония, индийская символика — это приятно, но только до тех пор, пока не отвлекает от пратьяхары и дхараны: концентрации на моменте здесь и сейчас.

    Фото: Таисия Ельцина

    Преподаватель должен хорошо разбираться в анатомии и физиологии, травмобезопасности и организации процесса тренировки. Бегите прочь от болтливых «эзотеричных» преподавателей, так же как от «фитнес-тренеров», предлагающих заниматься йогой под бодрую попсу. Очень хорошо влияет на процесс саморазвития в йоге чтение источников. Их просто необходимо прочесть, но помнить — источники писались очень давно, в другой стране и в другом климате, при другом общественном строе и религиозном укладе. Не нужно принимать все безоговорочно. Каждый квант информации нужно пропускать через разум и анализировать.

    В случае правильного подхода хатха-йога будет играть ту роль, для которой и была создана — она создаст единство тела и ума, гармонию мыслей и внутренних процессов организма, и в конечном итоге подготовит вас к дальнейшему пути, а быть может, даже к восьмой ступени — самадхи (просветление).

    Саморазвитие#Здоровый образ жизни#Йога

    Интересные комментарии

      Алексей
      1 десятилетие

      К сожалению, в статье ни слова не сказано о пране — одном из важнейших понятий в йоге и пранаяме — искусстве управления праной.

      Andrei Korobkin
      1 десятилетие

      Алексей, я писал только о доказуемых и проверенных фактах. Гипотез и предположений касательно «тонкого тела», управления праной, чакральной структуре и прочем много, но, пока они не могут быть проверены, писать о них можно либо ссылаясь на конкретные источники, либо эзотерическую отсебятину.

      Алексей
      1 десятилетие

      Андрей, эти вещи доказуемы и очевидны, каждый практиикующий может проверить их на себе. Вы практикуете? Ощущали движение праны в позвоночника и теле?

      Сергей
      1 десятилетие

      Ощущения в теле никак не связанны с древними суевериями о сказочных энергиях. Любые больные фантазии хоть об энергиях, хоть о зеленых человечках могут порождать ощущения.

      Дарья
      1 десятилетие

      А что почитать посоветуете о хатха-йоге?

      Andrei Korobkin
      1 десятилетие

      Дарья, кроме перечисленных в статье источников (а также тех, которые там не перечислены), я бы посоветовал почитать книгу Лесли Каминова (Leslie Kaminoff) под названием «Анатомия Йоги», там хорошее анатомическое описание фигур и некоторых сопряжённых с практикой физиологических процессов. Кроме этого, справочник по нормальной анатомии человека. И ходить на интересные семинары :-)