Как я написал книгу о принципе Тетриса
Я уже не раз убеждался в том, что полностью отработанная стодневка становится полноценной привычкой.
18 июля 2017
12159 просмотров
Многие люди хотят написать книгу и только 10% действительно садятся и пишут. Причина чаще всего банальна — нехватка времени и незнание писательской дисциплины. У меня было так же.
Идея написать книгу зрела в голове несколько лет. Кроме темы не было понятно ничего. Писать хотелось про горы, но что именно? Путеводитель по горным маршрутам для новичков? Сборник очерков о походах? Художественный роман, где основное действие происходит в горах?
Неизвестно, сколько времени я бы проходила с этой кашей в голове, если бы не увидела рекламу сервиса, который помогает самостоятельно издать книгу и разместить ее в интернет-магазинах. Что-то щелкнуло внутри. Так просто? Загрузить текст на сайт, выбрать шаблон верстки, обложку и готово — книга отправляется на продажу в Литрес, Amazon, Ozon, Bookmate и т.д. Оправдание в виде отсутствия средств на издание теряло значимость. Теперь у меня нет осталось причин не писать.
В тот же вечер на энтузиазме я написала первую страницу и сделала наброски для пары следующих глав. Воображение рисовало законченную книгу на полке магазина, пусть пока электронного. Перспектива окрыляла. Я была полна решимости продолжить писать на следующий день. Но следующий день случился не скоро. Работа, дела, семья, поездки отодвинули ставшую почти реальной мечту на третий план. Только реклама сервиса, продолжавшая выскакивать в новостной ленте, напоминала о недавнем желании.
Стало ясно, мне нужна четкая привязка во времени — реперная точка, которую я не смогу игнорировать. И я решила найти то, что заставит меня сесть за письменный стол. На мою удачу в одной из соцсетей запускался писательский марафон. Организаторы обещали 30 дней активной работы над книгой. Даты марафона, конечно, казались мне совсем неподходящими, но я все-таки отправила заявку. «Либо сейчас, либо никогда!» — сказала я себе. И в графе «цель марафона» прописала «закончить книгу». В строке «планируемый объем» выбрала 50 страниц текста (это было для меня невероятно много). Понимания, как я выполню заявленное и о чем стану писать, по-прежнему не было.
Наступил тот самый понедельник — марафон стартовал. В группе почти четыреста участников. Организаторы с первого дня искусно подводили нас к работе над книгой. Мы представились и публично обозначили свои цели — отступать некуда. Пришло время выкладывать первые отрывки: «Ни дня без строчки» — девиз марафона. Я открыла почивший в архивных папках файл с первой главой. Перечитала и ужаснулась — нет отрывка, который можно выложить на всеобщее прочтение. На листе — сумбур. Тем лучше, приступать к работе придется прямо сейчас.
Писать я решила о реальных событиях, происходивших в моей жизни. Казалось, что проще — вспоминай и выкладывай на бумагу. Но к концу второй недели я стала завидовать авторам, писавшим вымышленные истории. Сочинить легче, чем интересно преподнести то, что было на самом деле. Благо, такие мысли посещали меня только в моменты творческого тупика, когда я не знала, что писать дальше, или не могла вспомнить детали и ход событий. Справляться с этим помогали фотографии и дневниковые заметки.
Помимо творческих кочек все тридцать дней возникали и десятки бытовых причин, грозящих затормозить процесс. Работа, дела, семья, поездки никуда не исчезли.
И вот каким шагам я следовала, чтобы не сойти с дистанции и закончить свою первую книгу.
1. Писательская дисциплина
Обязательным условием марафона было ежедневное письмо. Участники ставили себе планку по объему слов и каждый вечер выкладывали новые отрывки из книги. Я замахнулась на 1000 слов в день. Это около двух страниц текста. Не много, порой я пишу больше. Но вот какая штука, за месяц тысячу и чуть больше слов я написала 5 раз, и случалось это, в основном, в выходные. В остальные дни среднее арифметическое едва дотягивало до 500 слов в сутки. Невысокая скорость, но я убеждена — лучше написать один абзац, чем не писать вовсе. Стратегия маленьких шагов эффективна в любых обстоятельствах. И написание книги не исключение.
2. Сбор материала
На второй день работы,пока я обдумывала сюжет и набрасывала план из историй,случился творческий прорыв — невнятная идея книги вдруг обрела ясную форму. Просто инсайт! Я поняла, что большая часть текстов для нее уже давно написана (многие годы я писала очерки, статьи, походные отчеты) и остается собрать их в единое повествование.За пять минут выстроилась схема книги с частями и главами. А самое важное — я смогла четко сформулировать цель книги и ответила на вопросы: о чем она, для кого и какую пользу принесет читателям. С этого момента работа полетела.
3. Схема произведения
Схема произведения сложилась почти идеально, как только я определила точку входа в книгу и точку выхода. Другими словами — завязку и развязку истории. Цепочка событий выстроилась в стройную сюжетную линию. Первую часть книги я посвятила знакомству с горами и поездке на Кавказ, вторую — дебютным походам в горы в родном городе, а третью — знакомству с альпинистами и восхождению на вершины. Все истории, которые я собрала, распределила по главам внутри частей. То, что не просматривалось в схеме, оставила нетронутым до нужного часа. Пробелы меня не пугали, я знала, что сумею их заполнить, когда придет время.
4. Работа над текстом
Написание книги — это труд, независящий от присутствия музы. Если ждать вдохновения, можно ничего не написать. Важна дисциплина. Марафон в этом сильно помогал. Я писала каждый день несмотря на настроение и усталость. Когда совсем не было сил или времени, редактировала предыдущие фрагменты, оставляла примечания или набрасывала пару строк. Главное в писательстве — держать ритм. Если совсем невмоготу, можно просто перечитать написанное.
День за днем я вписывала собранные истории в сюжетную канву. Семь глав из тринадцати писала с нуля, а вместе с ними вступления к частям, предисловие и послесловие. Истории, которые я взяла из дневниковых записей,тоже подверглись серьезной переделке — их нужно было привести в единый стилистический вид, оформить в соответствии с сюжетной линией, что-то убрать, что-то добавить. В общем, несмотря на то, что у меня был обширный исходный материал, писать и переписывать пришлось практически все. Для марафонской отчетности я считала написанные мной слова. Финишировала я со счетом 17 065 слов за 30 дней.Всего слов в книге — 18 272. Несложная арифметика, правда?
5. Публичное заявление
В начале третьей недели, когда книга была наполовину готова, я решилась рассказать о ней прилюдно. Сначала сказала близким, друзьям и коллегам, что пишу книгу. Потом на вопрос знакомых «Как дела, что нового?» стала отвечать: «Классно, пишу книгу!» Позже сообщила об этом в письме главного редактора (журнал «Домашний Очаг. Казахстан») и напоследок, чтобы точно не спрыгнуть, поделилась новостью в Фейсбуке и в Инстаграме. Зачем я это делала? Не для хвастовства. Каждое такое заявление помогало мне поверить в реальность мечты и отрезало пути к отступлению. Бросить писать на половине становилось невозможным. К тому же, публичное заявление помогло преодолеть страх — я не знала, как отреагируют окружающие на такую новость. К счастью, я получила много поддержки и вдохновляющих слов. Это придало сил и уверенности в полезности моего труда.
6. Подготовка к изданию
На четвертой неделе я стала искать иллюстратора. Мне захотелось дополнить текст рисунками, а обложку сделать запоминающейся. Это был еще один серьезный шаг, означавший,что на пути к цели я перевалила экватор. Теперь в мое дело включен еще один человек, отвертеться уже невозможно. Плюс ко всему, художница стала одним из первых читателей книги.
7. Первые рецензенты
К концу марафона книга была готова на 95%. Оставалось дописать последнюю главу и послесловие. Я решила дать ее прочитать нескольким людям. Еще незаконченную книгу прочитал муж. Получив от него конструктивную обратную связь, я доработала сырые фрагменты и отправила книгу трем друзьям. Их комментарии тоже помогли улучшить произведение. Через четыре недели книга была завершена! Я достигла цели!
Однако рано открывать шампанское. Это не означало, что работа закончена. Да, я написала книгу за 30 дней, но дальше предстояло садиться за ее редактуру. Этот этап занял у меня почти две недели — вычитывала и правила на два раза. Параллельно художница высылала эскизы иллюстраций. После внесения всех редакторских правок, я выслала книгу еще одному рецензенту — автору из марафона, с которой мы подружились.
Последним отрезком на пути к публикации значились корректорская правка и верстка. Эти процессы я решила доверить все тому же сервису, помогающему писателям издавать свои произведения. Ребята сделали работу быстро и качественно.