Строим виртуальный город-миллионник из осознанных авторов. Хотим, чтобы в мире было больше полезных и интересных текстов. Для этого придумали #FreePublicitySchool (Школа авторов «ОЖ»). Автор книги «Стартап без купюр» (МИФ, 2014). Спикер конференции TEDx.
Утром 15 декабря 2016 года я по привычке залезла в свой Facebook и зависла над одним сообщением. Книжный продюсер издательства «Манн, Иванов, Фербер»: «Катя, мы хотим предложить вам написать книгу о том, как стать популярным. Когда сможем созвониться?»
Мурашки. Радость! WOW!
И первая мысль: «Ого-го! Как же всё изменилось».
Ведь всего три года назад всё было совсем наоборот.
2013 год. Я написала свою первую книгу «Стартап без купюр»и поняла, что написать и опубликовать — две разные задачи. Совсем. Оказалось, что в нашей стране начинающему автору издать книгу в приличном издательстве практически невозможно. Ведь никому не известные авторы — риск для издательства. Продажи не очевидны, нужно много рекламы, вкладываться невыгодно. Это венчурный бизнес, где издательство — инвестор, а начинающие авторы — стартапы.
И дело не в авторском слоге, таланте или жанре книги. Дело в аудитории. Издательский бизнес — прежде всего, бизнес. Это же, кстати, относится и к СМИ. Любая газета, журнал, онлайн-портал или издательство должны на что-то жить. И потому зарабатывают. Зарабатывать они могут двумя способами: продажей книг (журналов, подписки, абонентской платы за пользование порталом) или привлечением рекламодателей. За редким исключением, все СМИ заинтересованы в максимизации прибыли. Главная их задача — не продвигать новых авторов или, там, вкладываться в таланты и насаждать «разумное-доброе-вечное», а коммерциализировать собственную деятельность и зарабатывать деньги.
Продажи же, как на любом зрелом рынке, регулируются спросом. То есть что хочет аудитория — то видит свет.
Итого: авторы — стартапы, издатели — инвесторы, аудитория платит деньги, а продукт, книга или статья, возникает в точке равновесия. Там, где встречается предложение и спрос. Именно потому всегда есть запрос на острые и популярные темы — отношения, карьера, кризисы. Именно потому всегда в тренде «вечные темы»: как похудеть, как найти мужа, как воспитывать детей и как заработать денег.
И вот именно поэтому сейчас не авторы ходят за издательствами, а издательства ходят за авторами, у которых есть аудитория. И правило первое: эту аудиторию нарабатывать, если хотите, чтобы пришли к вам.
В 2013 году в меня как в стартап никто не хотел вкладываться. Я писала в издательства и получала отказы. «Эксмо» честно ответили, что с начинающими работать не хотят и порекомендовали опубликовать за свои деньги. В «АСТ» моё письмо дважды переносили в папку «спам», как я узнала при личном звонке. Даже малоизвестные «София» и «ОЛИМП-бизнес» сказали, что им не интересно.
Книга была готова, полгода бессонных ночей и килобайты файлов вложены, я даже попросила подругу нарисовать обложку и иллюстрации, чтобы, как мне тогда казалось, упростить жизнь издательству. Увидеть своё имя на обложке было моей заветной мечтой. Вот бы папа мною гордился! Но нет. Отказ за отказом.
Можете себе представить, что я чувствовала в тот момент?
Я чувствовала себя человеком-буратинкой.У которого всё есть: руки-ноги, даже голова, вот только весь он какой-то корявый, неуклюжий, да ещё с сучками и задоринками. И пытается влезть туда, где нужны кругленькие, аппетитненькие колобки, которые умеют как сыр в масле кататься.
А если ещё честнее, то чувствовала я...
Боль. Стыд. Страх.
Страх, что так и не опубликуют никогда. Страх, что я так и останусь среди тех, кто стучит-стучит, но ему даже не дают шанса выйти на сцену.
И только счастливая случайность тогда позволила мне всё-таки опубликовать свою книгу. Я просто убедила издательство, что сама буду вкладываться по максимуму, чтобы способствовать продажам книги. Выступать, пиарить, писать письма в департаменты предпринимательства и поддержку молодых стартаперов (книга была о них), чтобы они поддержали выход книги своим вниманием и привлекли аудиторию. Убедила, что продажи пойдут. И, со скрипом, они пошли.
Прошло три года. Декабрь 2016
Если с той первой опубликованной книгой мне приходилось самой стучать в двери издательств, выступать в роли просителя, то в этот раз лучшее издательство страны само постучалось ко мне.
Мы уже согласовали с МИФом название и содержание книги, обсуждаем сроки выхода первого тиража. Готовлю для редактуры первую главу. Решили, что для книги буду брать интервью у самых популярных авторов и блогеров нашей страны — вскрывать их #КодПопулярности. Когда я писала им приглашения с запросом о встрече, они отвечали мне не просто согласием, но и что давно и с интересом следят за проектом Школа Авторов «ОЖ» (#FreePublicitySchool).
И это превращение из Золушки в «Принцессу», чьей руки добиваются лучшие издательства страны, натолкнуло меня на мысль.
К-а-а-а-а-к? Как это получилось? Как превратиться из буратинки в колобка, который катается как сыр в масле? Как из замарашки-Золушки стать завидной невестой-Принцессой?
Делюсь своими выводами
Сначала вы работаете на зачётку — потом зачётка работает на вас.
И работает независимо от того — хотите ли вы издавать книгу, зарабатывать больше или сменить карьеру, изменить образ жизни или сделать личный прорыв.
Я поделилась этой историей, чтобы вы на моём примере увидели разницу: Буратинка и Колобок, Золушка и Принцесса, 2013 и 2016, вы добиваетесь — вас добиваются.
В заключение опишу три легальных способа опубликовать свою книгу:
1. Путь «От Буратинки к Колобку» (версия Кати Иноземцевой): несколько лет нарабатывать собственное имя, делясь пользой и собирая вокруг себя аудиторию. В конце концов рекламодатели, спонсоры, партнёры или издательства сами придут к вам и попросят что-нибудь написать.
2. Электронный путь (версия Армена Петросяна, основателя и издателя «Жить Интересно!»): электронные книги о Стодневках свёрстаны в PDF-формате и доступны каждому для скачивания абсолютно бесплатно.
3. Самостоятельный путь (с помощью сервиса Ridero.ru): создать макет и издать книгу с помощью бесплатного сервиса. Так мы напечатали первые стишки для своей дочки в количестве 1 экземпляр. А при желании вы можете заказать за деньги большее число экземпляров и даже продавать их.
Всё зависит от цели. Главное понимать, что вы делаете, для кого и зачем.
Помните про правило первых 24 часов.
Если вы что-то услышали и это что-то вас вдохновило, но потом вы ничего не сделали в течение суток, то с вероятностью 90% вы уже не вернётесь к этому никогда. Увы. Поэтому — вперёд!