Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
9 июня 2016
9057 просмотров
Здравствуйте, друзья! Какие замечательные сдержанно-живописные работы получились у вас на этой неделе! Вы хорошо почувствовали цвет и красоту сложно-земляной палитры. А тем временем, по тегу #будильникдлятворчества в Instagram выложено уже более 1000 работ, что очень меня радует! Целая галерея!
Вы заметили, что ограничения очень помогают? Благодаря тому, что мы сузили возможности до четырех красок, удалось гораздо лучше глубже погрузиться именно в этот слой сдержанной жемчужной колористики. Если бы в нашем арсенале была вся палитра, было бы гораздо сложнее.. Так же и в любом самостоятельном рисовании — если хотите что-то зафиксировать, прежде чем приступить, подумайте о средствах. Какой будет материал, сколько цветов будете использовать? Что именно хотите передать в работе? Выделите один главный аспект, подберите к нему точное средство — и работа получится намного выразительнее, чем когда есть смутное желание передать «всю красоту» увиденного, да еще и не совсем понимая, чем именно пользоваться из всего арсенала художественных инструментов и материалов! Почти все задания Будильника так или иначе ставят эти ограничения, направляя в очень конкретное русло. В следующий раз попробуем определить эти средства самостоятельно.
А сегодня у нас следующее погружение.
Поль Сезанн (1839 – 1906) французский живописец, представитель постимпрессионизма, предтеча фовизма и кубизма. Одна из самых значимых фигур в искусстве, и самый ключевой мастер из всех тех, о ком мы говорили на этом курсе — но одновременно и самый сложный для освоения.
Сезанн — это тот, кто совершил открытие нового пластического языка, подведя итог живописному искусству прошлого.
Фактически, оставаясь во многом верным живописным традициям, Сезанн вычленил в окружающем мире геометрические и структурные основы, и одновременно открыл его связную, многослойную живописность — как бы «неразделенность» предметов и форм друг от друга, объединение их в единую сложную живописную поверхность.
Мы начали это осваивать в предыдущих заданиях, когда занимались живописными поверхностями в сдержанной палитре.
Мне очень нравится один пример, который привел художник Сергей Жаворонков, рассказывая о Сезанне и его отличии от реалистической школы. Звучал он так: «Знаете ли вы, чем отличается ветка сосны у Шишкина от ветки сосны у Сезанна? Если вы отломите ее с картины Шишкина, то отломится только ветка, а если сделать то же самое у Сезанна, то ветка отломится с куском неба…»
Это очень точно и это именно так — потому что в сосне Сезанна есть и небо, и соседние деревья, и горы вдали.. Все это завязывалось вместе, рефлексировало, сплавлялось, отражалось, соединяясь в единое живописное перетекающее целое.
Для меня живопись и подлинное искусство — именно это, а вовсе не тот высокотехнический фотореализм из отдельных предметов, который ими называют..
Сезанн одним из первых увидел ценность недосказанности, эскизного прикосновения и минимального жеста — часто в его работах есть слегка брошенные куски, сквозь которые светится холст.
Очень советую, если у вас есть такая возможность, сходить в музеи и посмотреть на картины Сезанна вживую — репродукция, к сожалению, не передает и половины их ценности.
Итак, несмотря на сложность задачи, все же попробуем вычленить принципы и попробовать.
Если всмотреться в укрупненные фрагменты, будет видно, что предметы не раскрашены отдельно, каждый в свой цвет, а, напротив, переходят своими рефлексами друг на друга, завязываясь в единый цветовой замес. Вспоминайте наши последние выкраски и поверхности — они очень здесь пригодятся.
Цвета как бы связываются друг с другом и перетекают, создавая сложную ткань.
При этом прикосновения весьма эскизные, без излишнего аккуратизма.
Один из любимых сюжетов Сезанна – гора Святой Виктории.
Возьмем из нее верхний левый фрагмент — так, чтоб попал кусок неба, деревьев и двух гор.
Попробуем его повторить, немного обобщая, но сохраняя принцип перетекания цветов. Важно не скопировать идеально точно каждый кусочек, а поймать общий принцип — доскональное совпадение здесь не нужно.
Общий совет — поскольку цвета более сложные, сделайте вначале палитру из тех оттенков, которые использованы в работе! Нужно подобрать их и сделать небольшие выкраски. Это существенно упростит задачу, по сравнению с подбором цвета уже в процессе работы.
Дальше я привожу пример двух постановок в духе Сезанна, и варианты того, как их изображали мои студенты.
Пошаговою инструкцию давать не буду, так вы ее уже запомнили — все по той же схеме, что и в прошлые разы. Двигаемся от целого к детализации: вначале намечаем линейно, уточняем, и начинаем работать краской, прорабатывая весь объем (не отдельные предметы!), свободно добавляя мазки и пятна там, где это кажется необходимым.
Первая постановка из цветных геометрических объемов, которые выглядят одноцветно. Но при рисовании мы будем значительно усложнять цвета, создавать и усиливать рефлексы между ними.
Первая работа более близка к Сезанну, в ней есть сложная живописная проработка и богатство оттенков.
На двух следующих чуть больше упрощения и обобщения, но тоже вполне неплохо.
Здесь чуть большая дробность мазков, можно делать более цельно, и немного сложнее по цвету.
Вторая постановка построена на контрасте фруктов с белой геометрией. В белой поверхности так же можно найти много нюансов и тонких рефлексов.
Варианты работ по постановке:
Делаем копию одной из этих постановок — на выбор.
Ну и, конечно же, традиционно делаем свою версию Сезанна — подбираем сюжет и рисуем самостоятельно!
Огромное спасибо всем, кто написал отзывы! Радуюсь вашим прибавлениям! Спасибо за доверие ко мне и теплые слова!
Запись на живой семинар
Семинар состоится 25 июня в нашем экспериментальном доме в Подмосковье
(в 15 мин езды от м. Новокосино), в который мы почти переехали и активно подготавливаем пространство!
Будем говорить о вдохновении и методах его создания.
Расскажу о своем опыте того, как мне удалось рисовать 100 дней без перерыва, и о том, как можно сделать творчество постоянной составляющей своей жизни.
Планирую показать небольшую презентацию об искусстве, о том, как и на что можно смотреть, чему учиться, как и кем вдохновляться. Участники Будильника уже успели оценить некоторых великих мастеров благодаря заданиям и знают, какой это бесценный кладезь вдохновения и практических знаний.
Расскажу более подробно об этой методике и том, как ее применять самостоятельно.
Конечно же, будет большая практическая часть, где мы вспомним основные технологии и приемы и освоим новые, поймем, как можно соединять и миксовать техники и чувствовать себя свободно с любым материалом.
Поговорим о законах цвета и композиции, сделаем ряд упражнений на их освоение.
Также расскажу о быстрых зарисовках на примере своих эскизов и альбомов.
Ну и конечно же сам дом, в котором будет проходить семинар — он был представлен в мае на АрхМоскве, и заслуживает отдельного внимания, если будет интересно, расскажу о нашей альтернативной концепции экономно-экологического домостроения)
Стоимость участия — 5 000 рублей
Чтобы записаться на семинар, пишите на мою почту e_tarutina@mail.ru.
Буду рада видеть всех, как участников Будильника так и остальных!
Интересные комментарии
Для арт марафона #будильникдлятворчества моя копия фрагмента картины Поля Сазанна. Гуашь конечно не масло, но мы кажется подружились)) безответственное буйство красок - я бы так назвала процесс;)
Поль СЕзанн конечно)) спешила выложить, ошиблась.
Очень живая работа получилась!! Интересно увидеть свой сюжет)))
Мой вариант постановки. Самое сложное не быть аккуратной- накладывать цвет и через него передавать форму.
Своя работа в стиле Поля Сезанна для арт марафона #будильникдлятворчества Заброшенная ветка после шторма. Гуашь. Буйство красок.
Изучение фрагмента картины Сезанна. Каюсь, смотрела то на саму картину, то на копию, а они не совпадают, нарисовала что нарисовалось, не приходя в сознание ))))))))))))
Придумала еще упражнение: а как выглядели бы мои бутылки с утрированными рефлексами? Но они изменились почему-то.
очень красиво, нравится!!
Спасибо!!!
Фантазирование рефлексов в постановке
Изучение сосен. Черный, белый, охра, зеленый, коричневый, чуть оранжевого. Обобщение, конечно.
Алла, все хорошие, но сосны просто великолепны!!! По цвету замечательно!!!
Ураааа! Спасибо, Елена!!!! Они как-то сами получились.
.. это палитра для фрагмента картины горы Виктории Сезанна
.. это сам фрагмент картины горы Виктории. А4. гуашь. волновалась!
День 10 .. первая постановка .. А3 ..
влюблённые в живопись, с благодарностью)))
.. вторая постановка.. А 3..
Счастливый день))
Как здорово, когда рисование делает день счастливым!!!!) Хорошие работы.
Копия фрагмента работы сезанна
Еще одна копия сезанна. Пока не осмелилась перейти к постановке
Зара, отличная копия! Я бы в ее духе поставила что-нибудь свое!
Копия фрагмента картины Сезанна....Люблю широкую небрежность, спонтанный танец кисти, смешивание красок в различных ритмах, когда мозг не поспевает за действием...
Натюрморт постановки 1..Смелая размашистость....
Копия постановки предметов в духе Сезанна
Копия фрагмента картины Поля Сезанна
Свое в духе Сезанна. Редко решаюсь на что- то свое. Как правило, выполняю только задания. Но здесь очень хотелось, хотя и испытывала трепет))) вижу, что не очень получилось - не проработаны многие моменты, но получила большое удовольствие от процесса и радость от результата))) Спасибо
Ольга, хорошая работа, решайтесь чаще;)) Все получилось здорово, можно только добавлять больше рефлексов в цвета - например, в синий и зелёный - охру и розоватый и наоборот, чтобы они были более сложные, перемешанные как бы.
Копия фрагмента картины П. Сезанна
Это было, пожалуй, самым сложным заданием из всего курса для меня.
И постановка из геометрических тел в духе Сезанна. Сомневаюсь, что получилось "в духе", может быть позже еще раз попробую, чтобы освоить
Про ветку - это сказал искусствовед Николай Николаевич Пунин. Г-н Жаворонков, видимо, его цитировал.