Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
25 апреля 2014
7538 просмотров
Меня зовут Тая, я — режиссер. Раньше я не могла себя так называть, потому что занималась рекламой, но сейчас я снимаю кино, и эта профессия и есть Я.
Когда мы с моим мужем Сергеем делали первые шаги в рекламной индустрии, нам очень повезло с клиентами. Работая для французских корпораций, мы двигались благодаря сарафанному радио и директора компаний мировых брендов трепетно передавали нас друг другу. Нам нравилось работать с ценностями компании, и мы старались быть максимально полезными. Но вскоре грянул кризис, и мы попали в настоящий жесткий бизнес, на смену приятным отношениям с руководителями компаний пришла борьба с прожженными менеджерами, отдресcированными подходом «дожимать подрядчика». Я думаю, все мы знаем эти ненавистные любому художнику антимотивационные слова: «тендер», «комментарии заказчика», «A.S.A.P.».
Мы не спали годами и становились злее, резвее и дороже. После 30-дневных съемок экспедиции по разным странам, во время которой мы снимали промо для одного большого бренда, я испытывала ужасное чувство вины из-за того, что нам приходилось дурачить зрителя с помощью отснятого материала. Но наши души спас один человек, клиент, который выстроил у себя в компании честный подход к своим клиентам и подрядчикам, подход, базирующийся на «искреннем сервисе». Ему и его компании мы обязаны возвращению в мир света. С ним нам захотелось снова творить, а он доверял нам и давал необходимую свободу. Это был сложный период роста, нам пришлось выбирать между финансовой стабильностью с убитыми нервами или чистым сердцем, но небольшими бюджетами. Как оказалось, мы заблуждались.
В это время мы стали работать с бизнес-тренером, который не только дал нам планировщики, бизнес-модели, но и поработал с нашей целью. Помню, как мы начали с того, что каждый написал, чего он хочет добиться в этом году. После кучи правок целей, связанных с экологичностью высказывания, мы поняли, что самого формирования желания на бумаге хватает для того, чтобы твоя мечта начала сбываться гораздо быстрее, чем ты предполагал. Нужно просто ее физически описать и пока это происходит, ты сам уже придумываешь пути ее реализации и неосознанно делаешь первые шаги.
Через полгода мы обернулись и увидели, что мы счастливы, у нас ничего не болит, мы занимаемся любимой работой для приятных людей и в целом не испытываем сильного снижения финансового достатка. Это было очень странное осознание, что не нужно бежать, бороться за тендеры, доказывать, что ты не враг и хочешь клиенту помочь, а просто можно работать в удовольствие. Конечно, нужно честно признаться, что таких мудрых клиентов нового поколения не так много, но сарафанное радио никто не отменял. Здесь бы остановиться и понаслаждаться этим состоянием, но... где-то внутри меня закралось чувство, что мой потенциал раскрывается не полностью, а это настолько сильное чувство, что оно было готово перевернуть мир с ног на голову.
Я просто написала на бумаге мечту — фильм «Рыба моя». И с этого момента начинается новая история — о том «как снять успешный авторский фильм, не имея ни больших денег, ни сильных связей».
Мне кажется, тысячи людей, начиная свое дело, задаются вопросом, как сделать первый шаг. Мне в этом помогли книги по управлению и навыки в продаже коммерческих проектов. Мы сели, выписали всех людей и всю технику, которая нам понадобится для проведения съемок, а затем для удешевления заменили по возможности все зарплаты и аренду ресурсами. Сделали презентацию и задумались над тем, что же мы можем дать взамен людям, к которым пойдем за помощью и ресурсами? И это самое главное, как мне кажется, — подумать про каждого человека, от постановщика (вне кинематографического мира — простого рабочего) до самого важного инвестора. Последняя страница презентации содержала такие строки:
Результаты встреч с нашими заказчиками, в которым мы обращались за помощью и ресурсами, лучше всяких финансовых показателей дали нам понять, что мы недаром так любим наших клиентов. Бескорыстная помощь и поддержка твоей авторской работы — лучшая награда за твою коммерческую деятельность. Я горжусь, что мне, в свою очередь, повезло помогать этим людям в их бизнесе! Но их поддержка, финансовая и ресурсная, дала еще одну важную вещь: теперь мы не могли пойти на попятную.
Когда ты заручился поддержкой, дело чести — довести обещанное до победного конца и не обмануть доверие важных для тебя людей.
Признаться, мы не нашли все 100 % финансирования. Наших накоплений хватило на 40 %, еще 30 % нам пообещали инвесторы (друзья/клиенты). Финальные 30 % мы ищем до сих пор. Но... Почувствовав веру окружения в нас и наше дело, мы на свой страх и риск с головой окунулись в предпродакшн.
Что такое препродакшн? В кино, кроме фантазирования по творческим вопросам, это обыкновенное планирование. С ответственными, сроками и бюджетированием. Самый главный инструмент — обратное планирование. Так, съемки тогда-то, ага, значит за два дня до этого — освоение, еще за два дня должны быть сделаны все закупки, еще за два дня — утверждены эскизы.
Так это выглядит в теории, но на практике творческие люди, из которых в большей части состоит съемочная группа, абсолютно не знакомы с менеджментом и на такое планирование смотрят как на неведомого чудо-юдо-зверя. Невероятных усилий нам стоило удерживать всех людей в графике. Я думаю, одной из центральных проблем было отсутствие финансов для оплаты труда (группа работала на чистом энтузиазме) и из-за этого реальных рычагов влияния не было. Ну что ты можно сказать про невыполнение сроков, когда у члена твоей команды не закрыты базовые потребности в виде оплаты за съемную квартиру? Спасали только хорошие отношения и по-настоящему интересные творческие задачи, в которых каждый член команды мог самовыразиться.
Да, это сложно, но нужно понимать, что когда люди тебе отказывают из-за отсутствия времени (мы несколько раз столкнулись с этой причиной), нужно их поблагодарить за то, что пока они были с нами, они нам сильно помогли! И каждый раз, когда все идет неидеально, просто продолжать двигаться, делать новую попытку. Итак, спустя два месяца подготовки, сплотившись, мы подошли к съемочному периоду.
Съемки — это состояние потока. А в условиях экономии на всем — это бурлящий поток. Из интересных вещей — продумывание самых ужасных рисков. Первая часть съемок у нас проходила в экспедиции на побережье Крыма, где мы стояли диким лагерем в 30 км по пересеченке до цивилизации. Нас было 28 человек, подавляющее большинство которых впервые жили в палатках. Внезапно у одной девушки началась аллергия: за несколько минут случился страшный отек, она начала задыхаться, и стало понятно, что до городской больницы она просто не дотянет. На помощь пришел доктор, поставивший спасительные капельницы. Но доктора мы заблаговременно попросили поехать с нами в экспедицию на всякий случай. Этот риск был продуман заранее. Однако есть еще один, о котором никто никогда не хочет говорить — это риск потери не только здоровья, но и самого ценного — жизни человека. После того, как наши девочки как-то в 6 утра ушли одни купаться, попали в обратное течение и весь лагерь проснулся под крики «Спасите! Она тонет!», мы всегда продумываем любой исход событий. Потому что автор, чьи мечты реализует команда, отвечает за все. С девочками все обошлось благополучно, испуг прошел, по одиночке никто больше не купался. Но на следующих съемках, уже в Москве, где каскадер исполнял трюк самосожжения, на площадке был не только доктор, но и скорая помощь.
Случались моменты, когда из всей группы, а она у нас от смены к смене составляла от 20 до 50 человек, мы оставались с мужем вдвоем. Сами грузили стройматериалы, сами завозили в павильон, но за это время люди могли хоть чуть-чуть выдохнуть и вернуться посвежевшими. Дело в том, что поработать бесплатно день-два может позволить себе почти каждый, даже неделя часто не вызывает проблем, а вот когда проект длится больше месяца (а в нашем случае — целых три), нужно быть готовым в процессе искать новых людей или уделять много внимания и сил внутренним взаимоотношениям в группе, поднятию духа команды.
Помню, когда мы строили декорацию двухкомнатной квартиры главных героев, каждый вечер в течение недели наша ударная группа из семи ребят, которые впервые в жизни делали такой масштабный проект своими руками, возвращалась к нам домой, и мы все вместе ужинали, смеялись, решали текущие дела, а потом разбредались по комнатам, где все полы были устланы спальными местами. А утром кто-то первый выключал будильник и громко поздравлял всех «с добрым утром», и день начинался позитивно. Ощущая такую общность, мы все вместе выпадали из реальности и создавали свой маленький уютный мирок, дух которого и отразился в кадрах фильма. За время съемок даже образовалась пара влюбленных, которые теперь вместе.
Еще нам очень помогло ежедневное освещение нашего проекта в моем личном блоге на facebook, потому что поддержка, которую тебе выражают вначале близкие, а в дальнейшем и незнакомые люди, каждый день дает тебе мотивацию, независимо от степени усталости, продолжать, ощущая, что ты на правильном пути. Сейчас моя страница — это один из самых сильных помощников. Я ищу через нее контакты людей, собираю для съемок недостающий реквизит, да и просто советуюсь по любым вопросам.
Когда мы только приступали к работе над фильмом, у нас был страх, что из-за долгого отсутствия в коммерческом мире, мы потеряем наших клиентов, лишимся всех средств и ограничим круг общения, но получилось ровно наоборот. Из-за того, что мы вышли из зоны комфорта, нам пришлось в сотни раз увеличить «связи». Если сложить финансы и ресурсы, из которых сложился общий бюджет фильма, окажется, что он в полтора раза превышает наш годовой оборот в спокойное «некиношное» время.
А сколько новых знаний и опыта мы получили! Например, участвуя в «сценарных лабораториях» и «питчингах», где мы представляли свой еще не законченный фильм русским и иностранным продюсерам, мы наладили связи с Венгрией, Хорватией и Ирландией. Сейчас в нашей съемочной группе профессионалы из пяти стран мира. «Рыба моя» стала одним из самых громких короткометражных проектов в России.
С 15 апреля кинотеатр «35 ММ» запустил трейлер нашего фильма в поддержку сбора средств с помощью народного финансирования. 28 апреля там же мы проводим мастер-класс.
Кроме того, мы публикуем в интернете документальный сериал о нашем пути, основанный на двух годах работы над фильмом. Так мы хотим показать, что мечты сбываются, если ежедневно двигаться к ним.
Когда-то в нашей жизни появился проводник — тот самый друг-клиент, который показал, что работать можно поставив перед собой задачу, сделать мир вокруг себя чуть светлее! Надеемся, что сейчас и наш опыт поможет зрителю не бояться и осознанно сделать первый шаг к своей подлинной внутренней цели! Как ее почувствовать? Закрыть глаза, прислушаться к себе и своим мечтам, и в тот момент, когда внутри начнет что-то вибрировать, искриться и наполняться теплым мягким светом, — знайте вы уже вступили на истинный путь.