Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
30 мая 2013
6963 просмотра
Трэвел-фотография для меня — это самое главное хобби, даже больше — любовь, занятие, объединяющее и превращающее в одно два самых больших увлечения.
Так случилось, что искусством фотографии я увлекся задолго до того, как открыл в себе тягу к путешествиям, поэтому просто «щелкать всё подряд», будучи профессионально-деформированным, я уже не мог. Меня не останавливает и не смущает даже в маленькие путешествия возить по 7-8 килограммов техники или по 2-3 месяца обрабатывать материал после поездки. Наоборот, я испытываю от этого огромное удовольствие, когда на выходе получаются работы, не просто документально и красочно передающие увиденное, но и без лишних слов вселяющие в зрителя те же чувства и эмоции, которые испытывал я, делая снимок, что очень дорогого стоит.
Я не пурист в фотографии — при обработке я могу легко перекраивать композицию, менять цвета, убирать и добавлять объекты, даже делать из пасмурного дня солнечный, если это поможет одной цели — передаче эмоции. Несколькими советами о том, как эти фото-эмоции создавать и доносить до зрителя, я готов с вами поделиться.
Крайне способствует получению действительно интересного кадра хорошее изучение того, с чем придется иметь дело. Это поможет не растеряться, оказавшись на месте, и сэкономит время. Если это какая-то точечная вылазка, подготовка поможет выбрать нужное оборудование. И самое главное — вы сможете заранее поразмыслить, и, возможно, придумать какие-то креативные композиции, планы, ракурсы, сцены.
Возникающие в ходе такой подготовки идеи и заметки я заношу (записываю/зарисовываю) в молескин — очень удобно. К примеру, готовясь к походу на Мачу-Пикчу я еще за полгода вычислил с помощью инструмента photoephemeris.com, в какое время и с какой стороны будет выходить рассветное солнце, что позволило занять наиболее правильную точку съемки. Это нисколько не помешает насладиться и эмоционально прочувствовать момент, а наоборот, позволит не растрачивать драгоценное время созерцания (если явление короткое) на поиск точки съемки.
Совет, казалось бы, совершенно противоречащий первому, но на самом деле его дополняющий. Умение, быстро отбросив все знания об объекте, переключить сознание и по-детски удивленно взглянуть как в первый раз. Даже десятое посещение норвежских фьордов, может принести совершенно неожиданные идеи. Вся суть — в умении моментально переключаться из состояния «всезнающий фотограф» в состояние «ребенок, открывающий мир».
А почему бы в том же славном городе инков не снять серию «Мачу-Пикчу глазами альпаки», в которой на всех кадрах будут торчать уши ламы? Или приключения lego-человечка в горах Тибета? Не бойтесь экспериментировать и реализовывать, казалось бы, совершенно абсурдные фотозадумки! Именно они превращают фотографии-открытки в авторские произведения. Один удавшийся эксперимент может стать фишкой путешествия, а впоследствии, возможно, и фишкой автора.
Индивидуальность каждого места и объекта, даже если он лишь один из многих подобных, как, например, какой-нибудь европейский замок, раскрывается в его деталях. Именно детали позволят создать у зрителя вашей серии фотографий полную картину увиденного вами. Зачастую всего одна маленькая деталь способна изменить в нужную сторону настроение кадра и полностью раскрыть в нем эмоцию. Не надо бояться, что со стороны это может выглядеть как фотографирование всего подряд без разбора. Руководствуйтесь правилом: лучше переснять лишнего, чем недоснять.
Я не буду советовать сразу бежать и закупаться профессинальной техникой. Выбирайте технику согласно своему уровню, но не забывайте его повышать с каждым сделанным кадром, открывать и изучать новые приемы, техники, методы. Тогда у вас будут появляться вопросы, и в ответах на них вы найдете необходимость в той или иной технике. Мой проверенный многими путешествиями фотонабор весит около 7 кг, но лучше я не возьму с собой теплую кофту, чем выложу объектив. Потому что вероятность упустить шанс снять шедевр по причине лени для меня страшнее всего.
Ключевой совет здесь: какой бы техникой вы ни пользовались, хоть смартфоном, хоть большеформатной карданной камерой, изучите абсолютно все возможности вашего инструмента (часто хватает просто прочитать инструкцию) и используйте их все.
Таймлапс — древняя, но хорошо забытая техника, набирающая в последнее время обороты — это лучший способ запечатлеть невероятно красивую, но растянутую во времени сцену. Иногда хочется передать чудо превращения одного состояния в другое, изменчивость явления или динамику течения времени, но в фото не показать длительное событие, а просто видео делает это слишком «в лоб», и тогда выстреливает техника таймлапсов, удивительно сочетая статичную созерцательность фотокадра и динамику видео. Это ожившее фото, поэтому таймлапс будет удачно смотреться как в фотосерии, так и сценой в видеоролике по итогам путешествия. Обязательно попробуйте сделать в следующем своем путешествии, благо сейчас даже смартфоны научились это делать.
Ролик, вдохновивший меня на создание таймлапсов
Когда-то я услышал тезис, с которым полностью согласился: «Современный фотограф, не обрабатывающий фото, — все равно что фотограф прошлого, не проявляющий свою пленку». Любой кадр с любого устройства может быть улучшен, пусть хоть даже в автоматическом режиме. Проверено экспериментом: банальное выправление горизонта и грамотное кадрирование всех фото полностью преобразит серию и выведет на качественно новый уровень, и восприниматься она будет уже как профессиональная. Я трачу на «проявку» и обработку своих фото от 1 до 3-х месяцев и презентую только после завершения всего процесса.
Не надо гнаться за «честностью кадра», никакая техника в силу ограниченности возможностей не может передать в точности то, что вы видите глазом. Записывая снимок на карточку, камера уже производит свою обработку согласно настройкам, поэтому все упреки о том, что, обрабатывая фотографии, вы делаете «не так, как было» содержат изрядную долю лукавства.
Передавайте фотографией эмоцию. Если зритель полностью ее получает, если эта эмоция его захватывает — ему не будет никакого дела до документальной верности кадра, ведь он к тому же не знает, как всё было на самом деле. Если день был пасмурный, но от увиденных красок у вас кружило голову и перехватывало дыхание — выкрутите краски! Добавьте солнца! Врежьте новое небо! Что угодно, но постарайтесь максимально передать то, что чувствовали, нежели то, что видели.
Это самое сложное — научитесь выбирать из нескольких тысяч привезенных 200-100-50 фотографий. Самых лучших. Самых разных. Самых интересных. Нещадно вырезайте дубли, испорченные и просто непонятные кадры, неудавшиеся эксперименты, как бы вам ни было их жалко. Вам их жалко только потому, что в вашем сознании с ними связаны эмоции, но у зрителя этих эмоций нет, и непонятный кадр никаким образом их не вызовет в зрителях.
Выберите самое красивое фото с последнего путешествия и напечатайте его размером А3 — вы увидите его совершенно по-новому. Если в снимке заложено настроение и эмоции, то печать на большом формате усилит их, производя еще большее впечатление. Ни один сколь угодно качественный и большой монитор не передаст ощущения от отпечатанного фотоснимка, который вы держите в руках. Это что-то вроде магии. Возможно из-за того, что мы привыкли поглощать информацию в цифровом виде, совершенно не касаясь ее в прямом смысле, нечто осязаемое, созданное фактически собственными руками, воспринимается так душевно.
Но не печатайте маленькие форматы — они лишь портят снимок потерей детализации. Печатайте не меньше A4 (20x30), лучше А3, а панорамы — вообще вплоть до 90×30 см. И пускай даже эти фотографии, возможно, так и останутся лежать в тубусе на полке, но ощущение первого просмотра отпечатков стоит всех трудов, времени и сил. Стоит самого путешествия.
Самый верный способ не дать вашим друзьям зевать при просмотре фото: показывать мало фотографий (по опыту — не больше ста).
Каждая следующая фотография должна сильно отличаться от предыдущей. Все фото должны быть очень разные. Какими бы ни были красивыми горы, но после десятой одинаковой фото зритель неминуемо заскучает.
Все фото (за исключением уж совсем необычных документальных) должны нести настроение и эмоции, чтобы рассказ не превращался в урок географии и этнографии.
Красочность фотоповествования о путешествии строится не на количестве, а только и только на качестве.