29 апреля 2013

Руки умеют говорить

4879 просмотров

Виктория Коваленко
Родом из Красноярска. Живет в Лондоне. Фотограф. Перфекционист. Человек, который по ее собственному выражению, «празднует жизнь». Считает, что фотография помогает исследовать то, что нам интересно, и является прекрасным инструментом саморазвития.
  • victoriakovalenko.com
  • Доставьте себе удовольствие, внимательно понаблюдайте за группой людей, которые разговаривают, жестикулируя руками, подойдите к ним поближе, чтобы услышать, что подталкивает их делать именно эти жесты. Леонардо да Винчи

    О диалоге

    Диалог — интересная вещь. Поочередно обмениваться мыслями, воспоминаниями, вызывать какие угодно чувства, от безумной эйфории до всепоглощающего страха. Разве это не подарок от человека, который зовется «знакомым»? Кто же это такой? Человек, которого мы знаем, с которым нас что-то связывает. А если мы его только что встретили? Если есть желание открыться и открыть для себя чей-то мир, то диалог может получиться с любым человеком. Мой фотопроект «Незнакомых Нет» именно об этом.

    К любому человеку можно найти подход, задать по крайней мере несколько вопросов. А если спросить человека, проявить к нему интерес, то, пусть даже из вежливости, он проявит интерес в ответ. И, возможно, спросит о чем-то и вас. А не этого ли мы хотим? Ведь так приятно, когда нам задают вопросы.

    О вопросах

    Задать вопрос незнакомому человеку бывает очень страшно. Особенно если человек успешный или, что еще хуже, известный. У них же все хорошо, зачем им наш вопрос? Но мне кажется, что вопросы нужны всем. То есть диалоги нужны всем. И если вы мыслящий, развивающийся, интересующийся человек, то общие темы найдутся всегда. И, пожалуйста, не говорите другим «Разве ты этого не знаешь?», лучше расскажите им о том, что знаете вы, и тогда человек будет знать наверняка. А еще лучше поглощать знания вместе, но это уже другая история.

    Об открытости

    В силу своего характера я встречаю очень много людей на своем пути. В какой-то момент мне стало казаться, что многие из них живут в таких огромных пузырях: своих умозаключениях, которые называются «мое мнение», и своих устоях, которые называются «традиции». Зачастую такие пузыри очень сложно пробить, хотя в реальной жизни я вижу огромное преимущество в открытии нового через общение.

    Я поняла, что каждая встреча и диалог, особенно с людьми, которые принадлежат совсем другим культурам и мирам, это попытка этот пузырь проколоть. Впустить немного свежего воздуха и новых идей. Мне очень нравится прокалывать свой «пузырь». Возможно, с первого взгляда может показаться, человек говорит полнейшую ерунду. Он, возможно, именно ее и говорит, но никогда не будет лишним этого человека выслушать и хотя бы попытаться понять. Новый взгляд на вещи — это большой плюс. Если у вас есть свой взгляд и еще новый взгляд — это же стопроцентное зрение.

    О чужеродных пространствах

    Я часто замечаю, как люди, переезжая в другую страну, спешат найти своих соотечественников и завязать с ними дружбу. Делать все привычное и знакомое и называть нового знакомого «свой человек». А разве есть человек чужой? И если он и чужой, разве это плохо? Разве это не означает, что в нем есть очень много нового и нам неведомого? К тому же беседа не обязывает к чему-то большему, чем сама беседа.

    О жестах

    В серии работ «Незнакомых Нет» я попыталась воспроизвести диалог зрителя и участника через жесты. Я понимаю каждый жест как слой, который позволяет раскрыть человека, понять его характер. Это особенно полезно, если между вами стоит какой-нибудь барьер, например, языковой.

    О проекте

    Просьба показать символы была озвучена после того, как было выбрано место, человек уже находился перед камерой и был «готов» к процессу фотосъемки. После того как вопрос был задан, человеку давалось несколько минут подумать о том, как он/она хотели бы выразить себя. За этот короткий период времени я могла наблюдать, как меняется атмосфера, превращаясь в некий момент сознательного, когда люди пытаются проанализировать способ своего общения, кратко восстановить в сознании свои жесты и выбрать из них пять. Я пыталась апеллировать к их сознательному выбору. После того, как пять знаков были сделаны и запечатлены, я просила придумать символ, который бы не обладал каким-либо объективным смыслом, но в своем значении был бы обращением к их личности. Мне хотелось подтолкнуть каждого человека, принимающего участие в проекте, к изобретению своих собственных жестов.

    О свободе

    Фотографию часто связывают со свободой. Безусловно, фотография привносит в жизнь фотографа, работающего над своей концепцией, ощущение творческой личностной свободы. Но в то же время этот процесс сокращает свободу людей, которые ему в этом помогают. Чтобы построить желаемое изображение, фотограф просит модель занять определенную позу или изобразить определенную эмоцию. Несмотря на то, что эта серия является постановочной, я пыталась найти баланс между изобретением истории и поиском ее в реальной жизни.

    О показанных жестах

    Мной было отмечено, что жесты со значением одобрения или ок (поднятый вверх палец, либо большой и указательный пальцы соединенные в окружность), приветствия (взмах рукой), мира указательный и средний палец, образующие букву V), «неприличный жест с требованием оставить в покое» (средний палец, поднятый вверх) были показаны чаще всего. Иногда люди показывали эти жесты как олицетворение своей личности, что, по моему мнению, было связано с желанием быть понятым как можно более широкому кругу зрителей. Эти люди в реальной жизни по роду своей деятельности или характера общаются с большим количеством людей и, возможно, не привыкли выходить за рамки принятого, комфортного и отработанного общения. Творческие люди, как правило, показывали новые, необычные, изобретенные ими жесты.

    О красоте

    Часто люди были недовольны своим внешним видом — одеждой или прической, но все равно соглашались принять участие в проекте. Я ценю это отношение к фотографии, когда человек перестает быть сконцентрированным на идее внешней привлекательности и готов пожертвовать ею ради проекта. Потому что изображение достойно быть запечатлено не в силу своей красоты, а в силу интереса к определенной теме.

    О жизни проекта

    Проект стал выставкой, которая прошла в Лондоне. Финальный день выставки There is no stranger превратился в первый день, а точнее музейную ночь в Приморском государственном музее им. В. К. Арсеньева. На выставке также присутствовали работы автора Аси Нежной, которая претворила проект в жизнь для города Владивостока, сфотографировав жесты местных жителей. Благодаря веб-транслированию мы с куратором, будучи по ту сторону виртуального окошка, смотрели, как знакомились с выставкой жители Владивостока, и смогли пообщаться со многими из них.

    Мы зазывали лондонских незнакомцев, чтобы они смогли пройти по веб-мосту во Владивосток. Поскольку не все жители Владивостока говорят по-английски и не все жители Лондона говорят по-русски, иногда мы переходили на язык жестов. Один молодой человек очень увлекся показыванием жестов и собрал у экрана группу молодых девушек, не устающих восхищаться тем, какой же он все-таки хорошенький! Девушки оказались танцевальной группой и на его волнообразные движения руками исполнили классный отрепетированный танец. Было удивительно смотреть, как живое общение, яркие эмоции возникали между людьми, которые по причине многих факторов не смогли бы поговорить в реальной жизни. А, возможно, у них бы не было повода начать диалог.

    Мне кажется, мы все получили незабываемые впечатления и на душе было очень тепло от того, что проект жил своей жизнью и приносил незнакомым друг другу людям радость. Радость общения. Радость диалога.

    Понимание других становится возможным через диалог. «Доставьте себе удовольствие, внимательно понаблюдайте за группой людей... Подойдите к ним поближе».

    Архив номеров#Креативность#Фотография