Зона комфорта особого режима
— Мне холодно. Мне мокро. Меня искусали. Я хочу есть. Что значит, ещё пять километров?! У меня болит ножка. Левая. Теперь правая. О, а теперь обе. Я, наверное, могу даже умереть от этого, ага.
5 апреля 2022
14839 просмотров
Когда я училась в первом классе, мой папа решил, что пора мне учиться основательно, и торжественно отвёл меня в художественную школу на вступительный экзамен.
Школа в небольшом городе была одна, очень хорошая, и не могла принять всех желающих, поэтому выбирала самых талантливых детей.
Я нарисовала все задания и была уверена в свои восемь лет, что сделала это гениально. К тому же мне понравилась душевная атмосфера школы и сами преподаватели — намного больше, чем в основной школе.
На следующий день, когда мы вернулись за результатами, преподаватель объяснил моему папе, что меня не возьмут. Но добавил, что все, кого не взяли, могут попробовать себя через год, намекая, видимо, что вдруг творческое полушарие не совсем дремлет у ребёнка. Наверно, чтобы я не расстраивалась, добавил: «Мы будем тебя ждать!»
«Так, — подумала я, — вернёмся через год». Родители пытались отговорить, решив, что творчество не мой конёк. И, надеялись, что за год я об этом забуду.
Спустя год девятилетний ребёнок привёл папу записываться в школу. В этот раз я одержала победу. Я не очень помню, как я это сделала, но мои рисунки были как минимум самыми аккуратными и точно соответствовали заданию, так как слушала я очень внимательно, в отличие от остальных ребят.
Самое сложное началось, конечно, потом. Бок о бок со мной учились пятнадцать одаренных ребят, которые нутром чувствовали цвет, композицию, форму… А мне, чтобы понять, какой оттенок использовать, приходилось запоминать, где цвета холодные, где тёплые, и что вообще такое — температура цвета.
Мои соученики могли пропускать школу, их талант никуда не девался, я такого себе позволить не могла. Элементарные навыки быстро улетучивались, если я не тренировалась постоянно в академической живописи и рисунке. Если же я что-то пропускала, то быстро откатывалась назад. Впрочем, меня никто и не выгонял, так как я была одной из самых дисциплинированных учениц.
Родители, вздыхая, развешивали мои работы по стенам, мечтая, что когда-нибудь мне это надоест, а я продолжала ходить в художественную школу три-четыре раза в неделю.
Спустя четыре года такой тренировки и попыток разбудить в себе творческое начало стали происходить интересные события. Я поняла, что особенно сильно у меня получается, и старалась рисовать только это.
Прозрачные, нежные и чувственные акварели были не для меня. Рисунки карандашом и графические композиции можно было продумать, и я делала акцент на них.
Ещё талантливые ребята часто спорили с преподавателями, если те хотели что-то изменить в их работах. Мне же было все равно, я легко могла перерисовать «на заказ». Наверное, если бы я осталась в творчестве, я бы писала картины, ориентированные на клиента, а не на собственное вдохновение. Это было бы то, что сейчас называется «коммерческий продукт».
Меня начали приглашать на внутренние и городские художественные конкурсы школы. Долгое время я не побеждала, но стабильно попадала в пятёрку лучших.
Однажды, узнав, что на одном из конкурсов будет приз — оплата года обучения в школе, я собрала все свои микроскопические проблески способностей к рисованию и вложила их в этот конкурс. Приз был мой, как и в остальные последующие годы. Родители уже ничему не удивлялись, как и красному диплому, полученному мной в конце обучения.
Конечно, мои труды не пропали зря, и я могла нарисовать хороший натюрморт с идеальными пропорциями, светом и тенями. Могла делать интересные композиции, лепить необычные работы из глины, овладела техникой гжельской росписи. Но рисовать такие вещи, как портрет, фигуру и наброски человека, животных, невозможно без настоящего таланта. В моем случае получались скорее герои мультфильмов, и, к счастью, я не захотела становиться портретистом.
Когда встал вопрос о поступлении в вуз, я, логически рассудив, выбрала специальность ювелира. Мне казалось, что здесь мои способности будут уместны, так как эта профессия — на стыке творчества и технического подхода.
К этому времени я уже четко разобралась, что такое талант, а что — приобретённые и сформированные навыки.
Уже на первом курсе я устроилась на свою первую работу, которую затем постепенно меняла на более сложную. Я отлично училась, но мне хотелось развиваться в другом направлении — связанном с людьми. Так параллельно я получила второе высшее образование, которое и стало основой моей будущей любимой профессии — это рекрутмент.
Но тот подход, который я использовала в завоевании художественной школы, пригождается мне в любом деле, за которое я берусь, особенно если не получилось с первого раза.
Теперь я знаю о внутренней силе, которой обладает каждый из нас.
Если вы хотите что-то сделать, но считаете, что у вас это никогда не получится, вспомните мою историю. Начните с малого. И действуйте!
Интересные комментарии
Поучительная история!
На мой взгляд крайне не удачная статья. Вообщем, сочувствую вашим клиентам.
Вы противопоставляете талант и "приобретенные и сформированные навыки".
Простите, но что такое талант, какая последовательность в коде ДНК отвечает "за талант"?
Посмотрите на маленьких детей : кто то начинет говорить в год, кто то в три.
Означает ли это, что "ранние" детки более талантливы применительно к речи, а тем кто не заговорил в два года - все, поздняк метаться, "будете до смерти молчать"? Да нет конечно
Просто у разных людей разная скорость обучаемости. И это нормально. В конечном счете все будут говорить хорошо. Ведь все японские дети говорят на японском, а русские - на русском. А языки эти считаются сложными.
Вообщем, речь мы осваиваем - и не важно, с какой скоростью
Теперь рассмотрим ваш случай с рисованием. Аааах, у них быстро получается - они талантливы, а я вынужденна усердно работать - потому что я бездарь. Брееееед. При должном усердии вы легко вышли бы на уровень этих "талантливых" и тогда ваш "талант"" пер бы вперед- так как у вас развились необходимые навыки (как мышечные так и неронные связи) плюс вы бы поняли что любой талант можно развить. Вопрос лишь времени и осознанности во время занятий.
Говорят что Арнольд Шварцнейгер когда юношей тренировался в качалке, представлял как растут его битцепцы и прочие мыщцы. Те фокусировался на каждом действии, стремился сделать его максимально эффективно. А прочие его коллеги, которые делали меньше и с меньшим вниманием наверняка оправдывали его прогресс неким талантом.
Как здорово, вы сейчас вдохновили меня на ещё одну статью для Жить интересно, спасибо вам большое! Буду рада вашим комментариям и по ней тоже :)
Этак вы с моей критикой хорошую книжку напишите:)
Обратите внимание на книгу Синити Судзуки: Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов.
Это оттуда цитата про то, что все японские дети говорят на японском
Записала название книги, спасибо!
Обратила внимание на вашу фразу "Аааах, у них быстро получается - они талантливы, а я вынужденна усердно работать - потому что я бездарь."
Нет, дело не в "быстро" а в "похожее на оригинал", "красиво", "правдоподобно" и тд. Если вы рисуете, то знаете, это или есть или нет, как музыкальный слух.
Еще моя статья не про воспитание детей, я от этого далека, а это описание моих переживаний тех лет, и именно тогда я делила на "талантливых" и нет. Конечно, сейчас я смотрю на все многогранней, и под другим углом. Я постаралась передать свои эмоции и мысли того времени, что мной двигало и как я поступала.
Вы супер критик! Давайте книгу писать :)))
Я не рисую и слуха у меня нет. Точнее не так. Я не учился рисовать.
А по поводу слуха - Судзуки в своей книге привел хорошую аналогию. Как правило, если у вашей мамы не было слуха и она пела вам колыбельные "как придется" то и у вас слуха не будет. Но это поправимо. Нужно просто одну привычку заместить другой.
Те если вы, условно 5000 раз слышали неправильную ноту фа (и тд и тп), то послушайте правильную фа (и тд и тп) 6000 или 7000 раз - и тогда "правильная заместит неправильную". Просто в более зрелом возрасте у людей терпения не хватает и по другому отношение к ошибкам, более болезненное.
По поводу того, что у других получались "более красивые" рисунки: это обычная реакция компетентного человека. Который принижает свои достоинства (свои результат) и повышает достоинства других.
Вы думали, что у других - вау рисунки. А они думали (если не болваны) что у вас вау рисунки.
Это типичная картина для школьников и студентов (младших курсов). Когда все сидят на лекциях и когда какие то непонятки, боятся уточнить - а вдруг всем остальным все понятно, один я тут дурак и нахожусь незаслуженно.
На коурсере был хороший курс Барбары Оукли (как то так) "Учиться учиться".
И она рассказывает, что практически у всех младшекурсников возникает такая проблема - все вокруг тут вумные, один я незаслуженно чьето место занимаю. И она разубеждает - вы все молодцы. Всему можно научиться. Нужно только время, желание и правильная технология (если долго бросать мяч мимо корзины вы в совершенстве научитесь бросать мяч мимо корзины). Жаль я не знал об этом 20 лет назад.
И про воспитание детей - мы постоянно занимаемся воспитанием ребенка - самого себя, своего внутреннего ребенка. Так что материалы о том как воспитывать детей полезны для взаимодействия с самим собой.