29 апреля 2015

Мое Бегство из рая

6797 просмотров

Наталья Осадчая
Юрист, джазовый вокалист, путешественник, блоггер и творческий исследователь жизни. Черпает вдохновение в музыке, в людях, медитации, любит петь и вдохновлять. Считает, что любовь, музыка и немного дисциплины способны изменить этот мир к лучшему. Автор сайта wannasing.ru
  • wannasing.ru
  • vk.com/nosadchaya
  • Должна признаться, несмотря на все красивые слова о ритме жизни, я все еще часто тороплюсь, иногда пропуская важное. Однако мимо одной книги, замеченной в обзоре на «Жить интересно!», я, к счастью, пробежать не смогла.

    Творчество Льва Толстого всегда было определённым вызовом для меня ещё со школы. Помните, я писала, что объем «Войны и мира» был моим кошмаром летних каникул, и «Атлант» Айн Рэнд стал в итоге номером один в списке самых объёмных книг, когда-либо прочитанных мной?

    Не знаю, как и когда я бы в конце концов решилась подобраться к чтению даже не самого Толстого, а его биографии, а точнее — истории ухода, описанной Павлом Басинским в книге «Лев Толстой. Бегство из рая», если бы не «Дневник читателя» Сергея Калинина. Пробежав (вот, опять!) глазами всю статью, я хорошо помню момент, на котором меня зацепило.

    Первый «гуру саморазвития»... Чем окончился этот путь для самого Л.Н.? Чем вообще может окончиться путь саморазвития? Что хотел бы получить я в конце своего пути?

    С интересом и более внимательно прочитав рецензию Сергея на эту книгу на goodreads, я занесла ее в длинный лист «2015. to read» и побежала дальше. А через пару дней эта книга смотрела на меня с полки шкафа на нашем заключительном занятии по текстам.

    • Можно?
    • С возвратом!
    • Конечно! Прочитаю и верну. Только быстро не обещаю!

    Если бы я знала тогда, что меня ждёт...

    Эти полтора месяца я словно прожила бок о бок с героями сложной жизненной драмы, заглядывая в их дневники. Я читала её как детектив, иногда как мемуары (хотя не очень люблю и понимаю этот жанр), иногда как историю любви... Я смеялась («Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану!») и плакала («Точно какая-то преступница, глубоко виноватая, забитая, раскаянная, она стоит, как нищенка, под окном комнатки, где умирает её муж, её Лёвочка, её жизнь, ее тело, она сама»), переживала и пыталась понять каждого из героев этой истории...

    На протяжении всей книги меня не отпускали несколько отчётливых мыслей о том, насколько это перекликается с моей жизнью. Даже не просто с моей — с нашей, современной жизнью, с тем, как мы ищем свой путь и какие проблемы при этом испытываем.

    И как когда-то с «Атлантом...», я решила поблагодарить Павла Басинского за те жизненные параллели, на которые меня натолкнула книга. Снова никаких личных исследований и трактатов на тему Льва Толстого, его творчества и роли в мировой культуре. Только мои ощущения от неожиданного столкновения с интересной и безумно сложной судьбой великого талантливого человека.

    1. Тема бегства

    Читая первые главы книги и рассуждения на тему «бегства» и «ухода» и параллельно читая много современных статей на тему дауншифтинга, саморазвития, ухода от себя, я увидела, насколько тема бегства популярна сегодня. Очень.

    Мы бежим от трудностей, бежим от боли, бежим от городской суеты — в отпуска и ашрамы, бежим от самих себя, бежим — потому что бегаем, бежим, потому что торопимся жить. И как когда-то Толстой, мы часто создаём свой рай (а у него был целый проект этого яснополянского рая), или уже живём в нём, и бежим от него. Знакомо?

    Автор тонко замечает, что многие произведения Толстого проникнуты темой бегства (как последняя его форма — самоубийство). И что сам Толстой показывает бессмысленность бегства, открывая для своих «бегущих и уходящих персонажей» новый список проблем.

    Если и окончательное бегство из жизни не решает проблем этой самой жизни, что говорить о бегстве в пространстве? Лишённый «райского» отношения к миру, человек обречён на «непоследовательность, шаткость и лёгкость в мыслях» и, как результат, на блуждание по жизни. Он становится «перекати-полем».

    Бегство Толстого я также увидела в уходе от бытовых вопросов. И от вопросов денег, что уж там, будем откровенны. Все бытовые вопросы, а затем и вопросы финансовые, а за ними и юридические он возложил на супругу и своих близких. Это, кстати, и стало одной из причин его конфликтов с семьёй, и даже самого ухода — радикальное непонимание и разногласие их отношений к материальному миру и миру духовному.

    Недавно прочитала забавный, но довольно правдивый пост в Живом Журнале о том, что «сначала деньги, потом просветление». Не буду спорить о том, кто прав, просто в очередной раз отметила для себя, как часто творческие и «одухотворённые» люди бывают далеки от вопросов быта, материального благополучия и денег, и «бегут» в том числе от них. Сама часто, отгораживаясь «творчеством и духовным поиском», оправдываю свой уход от вопросов правильного распределения финансов, бытовых «мелочей» и ежедневных необходимостей.

    2. Муки творчества или творчество из мук?

    Когда-то я открыла для себя, что творчество — это прекрасная таблетка от хандры, от лени, от безделья, депрессии и от многих других недугов. От душевной боли по любому поводу.

    Толстой родился как писатель на Кавказе, куда сбежал после определённых мучений и поисков. Особенно запомнилось то, что свои первые дневники и путь самосовершенствования он начал, когда лечился в клинике от гонореи!

    Клиника, где он находится с постыдной болезнью и... начинает вести дневник, который станет мировым образцом неустанной работы по нравственному самоусовершенствованию...

    «Преодолевай тоску трудом, а не развлечением», — это слова самого Толстого из того самого дневника. С ним могут начать спорить психологи, да кто угодно, а я не буду спорить. Просто очередной вывод.

    3. Наш первый «Будда»

    Если честно, я сама не так давно увлекаюсь темой саморазвития. Я читаю много книг, практикую, путешествую и продолжаю искать. При этом читаю в основном авторов современных методик. Но мне не приходило в голову, что одним из первых в таком виде подобные вопросы в России поднял именно Толстой!

    Толстого часто сравнивают с Буддой.

    К началу 1890-х годов... его мировой авторитет не только в Европе и Америке, но и на Востоке, в буддийских, индуистских, мусульманских странах, растет, как снежная лавина. Он превращается в философа уровня Лао-цзы и Конфуция, Шопенгауэра и Ницше.

    Он пытался переписать книгу о буддизме для простых людей. В 1886 году Толстой усиленно занимается буддизмом. Он хочет изложить учение Будды в книжке для народа. «Хотелось бы с божьей помощью составить эту книжку», — пишет он другу.

    Многим известно также, что Толстой был вегетарианцем.

    Одна из моих любимых цитат, которую я приводила и в своей статье про Атланта, гласит:

    Все ответы находятся в тебе. Ты знаешь больше, чем написано в книгах. Но чтобы вспомнить это — нужно читать книги, смотреть в себя, слушать себя и доверять себе.

    В первый раз меня удивило, что эти истинные, но такие простые слова о поиске себя принадлежат Толстому — гению, великому писателю, заворачивающему предложения длиной на полторы страницы.

    Описание некоторых его книг и статей на духовные темы (Критика догматического богословия, В чём моя вера) напомнило мне одно из сильнейших произведений Ошо, в котором он также «разбирает» Библию — «Горчичное зерно».

    Л.Н. склонялся к более древним, чем христианство, восточным религиям: буддизму и индуизму. Это были его путь, его воля.

    Про духовный путь Толстого написано много, с ним можно соглашаться или заклинать его, называя «еретиком». Но скажу одно: мне он понятен. И на моменте, когда он в последние дни жизни, уже в бегстве, приезжает в монастырь и обходит его, но не решается в него зайти, я искренне расплакалась над книгой...

    4. Дневники

    Если сказать нашим, близким языком — это про фрирайтинг и креативность.

    Толстой вёл дневник. Помимо всего, что он писал, он вел дневник — с того самого момента, когда он начал задаваться вопросами саморазвития.

    1847 год. В этом году находясь в Казани, восемнадцатилетний Лёвочка Толстой начинает вести дневник. Начало ведения дневника — это, по сути, начало творчества Толстого, ибо дневник играл в нем едва ли не главенствующую роль. Это начало духовного самосознания Л.Н.

    Помимо основного, у Толстого были другие дневники, в том числе тайный, который он прятал от жены в сапоге, но который она все равно нашла... Битве за дневники посвящено много страниц исследования и именно на «кресте» этой битвы, как предполагает автор, и был распят Толстой.

    В книге показано, что дневники ведут все — от самого Толстого и Софьи Андреевны, его детей — до секретарей, докторов и стенографистки. Во многом именно благодаря этим дневникам восстановлены многие моменты жизни и творчества писателя. Именно благодаря им и появилась такая книга-исследование. И, безусловно, сами дневники служили важным подспорьем для творчества Толстого.

    Ведите дневники. Пишите. В любой непонятной ситуации возьмите ручку, лист бумаги и запишите то, что в голове. Кто знает, возможно, эта запись покажет решение какой-то проблемы, а может и послужить и началом творческого пути.

    5. Талант

    На самом деле, тема таланта в книге затронута косвенно. Но для меня в одной фразе из дневника Толстого по сути заново открылся феномен творчества и таланта.

    То, что я писал хорошего, нужно мне самому и даже более, чем другим. Ведь все хорошее не из меня исходит, а проходит только через меня.

    Это же гимн всех творцов, всех художников! Талант — от Бога. Мы лишь проводники творческой энергии, наша задача — её уловить, зафиксировать, запечатлеть и облечь в нужную форму. На эту тему, кстати, есть один занимательный ролик от Элизабет Гилберт, полезный для всех творцов:

    В книге есть утверждение, что талант Толстого дан ему «от Бога». Самое интересное, что приводится оно в определении Синода от отречении (а точнее, «об отпадении») Толстого от церкви!

    Толстой был первым, кто отказался от авторских прав на свои произведения. Он хотел предоставить их «всем».

    И если связать одно с другим, становится понятна более глубокая, духовная причина отказа Толстого от прав на имущество и свои произведения. Он сам считал, что его талант ему не принадлежит, поэтому произведения его должны стать достоянием общественности.

    Одна из моих любимых фраз, которую я также с удивлением обнаружила в книге: «Делай, что должно, и пусть будь что будет».

    Это была последняя фраза в его дневнике. Я искала ее всюду, мысленно приписывая её по очереди всем известным мне на тот момент мудрецам и источникам, от Махатмы Ганди до Бхагавад Гиты. Да, эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому. Настоящему, глубокому, искреннему, грешному, но великому русскому человеку.

    Прочитать книгу стоит, не важно, любите вы Толстого или нет. Возможно, вы откроете для себя что-то важное о жизни великого писателя, просто о жизни или — что самое удивительное — о себе и собственном Пути.

    Саморазвитие#дневники#Книги#призвание#Творчество

    Интересные комментарии

      Эльвина
      9 лет

      Уже хочу читать :) Спасибо!

      Татьяна
      9 лет

      кто определит то, «что должно» делать?

      Елена
      9 лет

      Наталья, спасибо вам за искренний отклик!

      Возможно, вас заинтересует другая сторона этой истории

      В свое время на меня глубочайшее впечатление произвели дневники С. А. Толстой. Мучительные, проникновенные и предельно искренние записи.

      Я читала «дневники» еще советского издания — когда Л.Н. был «иконой», и его дОлжно было воспринимать как образец свободомыслия, гуманизма и богоборчества в удушающей атмосфере царского режима, и т.д. и т.п... и во вступительной статье редакция словно извинялась перед читателем за эмоциональное и откровенное повествование о Л.Н., каким видела его супруга — мол, Софья Андреевна складу была нервического, воспитания буржуазного, масштаба личности гения не осознавала. После такого вступления ее история заинтересовала меня еще сильнее.

      Ольга
      9 лет

      Да уж, была супруга у него нервная... и огромное хозяйсто вела и детей воспитывала и его каракули переписывала по ночам. Без этой бытовухи не состоялся бы его вэликий гэний. Кроме того сейчас появились исследования, что она есть полноценным соавтором его романов, и много особенно «женских» сцен не переписанно ею, а написанно. Но об этом история умолчала. :(

      А так да. безусловно, у него были очень революционные по тем временам взгляды на жизнь.

      Мария
      9 лет

      Статья супер! :) так захотелось узнать о Толстом побольше, изучить хотя бы частично его биографию и прочесть книгу, о которой идет речь! :) мне вспомнилось, что на уроках литературы в школе нас учили анализировать произведения, выявлять, какие темы затронуты, какие приемы используются и т.п. Мне казалось это таким скучным, приходилось ходить в библиотеку, искать какие-то материалы, где произведен анализ изучаемого произведения, чтобы на что-то опираться, вообщем, не приносил этот процесс приятных ощущений :) и читая Вашу статью, поймала себя на мысли, что с неподдельным интересом читаю анализ произведения, о котором даже и не слышала! Мне кажется, этот текст мог бы стать замечательным методическим материалом в помощь ученикам, изучающим произведения Л. Н. Толстого или о Л. Н. Толстом. Прочитав Вашу статью прямо захотелось взять в руки эту книгу сию минуту!!! :) Это супер :)

      Наталья Осадчая
      9 лет

      Мария, большое спасибо за отзыв! Согласна, что рамки школьной программы сильно ограничивают восприятие. И я рада, что сейчас сама меняю отношение к чтению и книгам. Здорово, что есть возможность этим поделиться!